ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ1

10 ноября 2021 // Наталья Большунова

В статье осуществлен анализ позитивных и негативных последствий цифровизации на развитие личности, сформулировано представление о цифровой среде как новой среде существования человека наряду с предметной, социальной и культурной. Обозначены условия, при которых цифровая среда может выступать как средство развития личности.

Буквально за последние два десятка лет цифровая среда стала фактом нашей жизни и образования. Вынужденный переход к дистанционному образованию обострил полемику относительно влияния цифровой среды на жизнь человека и характера ее воздействия на личность, поскольку вместе с цифровизацией можно говорить о появлении новой среды обитания человека, что, в частности, представлено появлением новых терминов: виртуальное пространство, сетевая личность и психика, интернет мышление и т.д. Социологи, культурологи, философы, психологи свидетельствуют о появлении «нового измерения существования социальной коммуникации» [8], новой цифровой реальности [1], новой среды обитания человека [15]. Их отношение к этой новой виртуальной реальности [6, 18] чрезвычайно противоречиво: от
1 Проект No19-29-14177Динамика нейро-когнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в условиях системной цифровизации школьного образования.Традиции и инновации – основа воспитания
будущих офицеров в военном вуз
40
скорее негативного [16] до, в основном позитивного [8, 2 и др.]. Сторонники пессимистического взгляда на последствия цифровизации считают, что она может обусловить такие катастрофические изменения, как деонтологизация всего пространства человеческой жизни на субъективном, социальном, образовательном, профессиональном, культурном уровнях [13, 17 и др.], поскольку «присутствие в мире» происходит не на основе личностного переживания себя и другого в нем, но формализуется по определенному алгоритму, «схеме, извне полученной человеком» [16, с. 242]. Возникает угроза нарушения суверенитета частной жизни, размывания границ «Я», утраты личной свободы. Так, в романе антиутопии Е. Замятина «Мы» «Благодетель» (смотритель, как бы мы сказали теперь оцифрованного мира) говорит «сомневающемуся» человеку под номером Д-503: «Я спрашиваю: о чем люди - с самых пеленок – молились, мечтали, мучились? О том, чтобы кто-нибудь раз навсегда сказал им, что такое счастье – и потом приковал их к этому счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это?». В этом «раю уже не знаютжеланий, не знают жалости, не знают любви, там – блаженные с оперированной фантазией…» [6, c. 170].
С другой стороны, оптимистами цифровизации именно появление развитых сетевых взаимодействий рассматривается как возможность преодоления дисгармоний современного общества. Именно освоив виртуальное пространство, человек может «приспособиться» к стремительно изменяющимся пространственно-временным, социальным отношениям, нарастающему объему информации, преодолеть неопределенность будущего, оптимально обустроить обыденную жизнь, создать новые образовательные технологии, соответствующие современному стилю жизни, характеру мышления молодых людей и пр. [2, 8, 12 и др.].
Однако на наш взгляд декларируемые «плюсы» цифровизации, с одной стороны, спорны, с другой, – они не только не разрешают противоречия современной жизни, но содействуют транспозиции специфических отношений, присущих виртуальной среде, в мир реальных человеческих отношений, что обостряет, прежде всего, психологические, личностные проблемы современного человека.
Уже сейчас мы встречаемся с ситуациями зависимости подростков и юношей от событий, происходящих в виртуальном мире: рейтинговая самооценка, обусловленная количеством кликов, выставленных порой совершенно незнакомыми людьми за тот или иной пост, атрофия сочувствия к чувствам другого, уважения и интереса к его индивидуальности, порождаемая анонимностью коммуникаторов и все чаще проявляющаяся в кибербуллинге, троллинге, киберсталкинге и пр. Доминирующей становится мотивация самопрезентации; атрофируется чувство личной ответственности за интервенции в сферу смыслов Другого. Происходит выхолащивание (оскудение) внутреннего мира пользователей интернет сетей, нарастает отчужденность, беспомощность в реальных коммуникативных отношениях,
Традиции и инновации – основа воспитания
будущих офицеров в военном вуз
41
актуализируется недоверие к подлинным человеческим проявлениям реально существующего Другого [16, 7, 10]. Наши исследования (юношеский возраст, группы – 33 активных и 37 неактивных пользователей – выделены на основе кластерного анализа, для диагностики личностных особенностей применялись тест СЖО Д.А. Леонтьева, методика Ш. Шварца, тест «Большая пятерка» 5PFQ в русскоязычной адаптации А.Б. Хромова) свидетельствуют, что несмотря на некоторую противоречивость данных, для активных пользователей социальной сети вконтакте свойственны импульсивность, капризность, эгоистичность в отношении реализации своих интересов и потребностей, и более склонны к обособленности, они также склонны убегать от реальности, неудовлетворены прожитой частью жизни, у них менее выражены уважение и ответственность за культурные и религиозные обычаи и традиции; тогда как неактивные пользователи более эмоционально устойчивы и менее эгоистичны, более отзывчивы, способны к сопереживанию и сотрудничеству, ответственности за взятые на себя обязательства [11].
Цифровая компетентность безусловно выгодна в современном мире, поскольку она создает определенные преференции современному человеку в разных сферах его жизни (выбор профессии и профессиональные достижения, материальная обеспеченность, престиж и пр.), однако если «социальность начинает трансформироваться в социальную технологичность: слово подменяется схемой и визуальной иллюстрацией, мысль – алгоритмами поведения, чувство – интеракциями в сетевом информационном взаимодействии» [16, с. 244], может стать исчезающей [4] такая необходимая для человека система отношений с миром и другими людьми как интимность [14]. Диалог с Другим и внутренний диалог, порождающие человеческую интимность, актуализирующие открытие своего внутреннего мира и мира другого, обнаружение границ Я и не-Я [3], подменяется полилогом с глобальными имперсональными системами или фантомными анонимными собеседниками. Возникает вероятность распада реального социального и предметного пространства жизни, человек становиться исчезающим в мире и для мира, что может обусловить маргинализацию личности, поскольку в виртуальном пространстве существует обезличенное, анонимное сетевое Я. Все прочие отношения имеют значение лишь как материал, средство конструирования нужных конструкций, обеспечивающих отношения с глобальной сетью [17].
Футурологические сценарии Е. Замятина, О. Хаксли, Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери и др. становятся действительностью нашей жизни. Исследования, выполненные на выборке 60 студентов психологов Новосибирска и Новокузнецка (анкетирование) показали, что около половины из них «постоянно находятся в сети». Оставшиеся входят в интернет не менее пяти раз в день. Наблюдения и беседы с родителями дошкольников и детей раннего возраста свидетельствуют, что врастание ребенка в цифровой мир с подачи родителей начинается уже в раннем детстве. С другой стороны, наблюдается
Традиции и инновации – основа воспитания
будущих офицеров в военном вуз
42
полярная установка на запрет любого взаимодействия с компьютером, что также неконструктивно, поскольку позднее знакомство с цифровой средой делает ребенка беззащитным в условиях давления и манипулятивной политики виртуального мира.
По-видимому, в настоящее время можно говорить, что цифровизация образования, экономики, быта, социальной жизни формирует новую среду жизни человека, которая вместе предметной, социальной, культурной становится фактором развития человека.
Ее появление актуализирует проблему определения ее возможностей, управления ею, социальных, культурных, психологических последствиях вовлеченности человека в это пространство, специфике отношений человека с ней, о психологическом самочувствии человека в виртуальном пространстве.
Так, освоение ребенком раннего возраста предметной среды обусловливает ориентировку человека в предметном мире, возможности овладения им, что определяет субъектные отношения ребенка предметным миром. Освоение социальной среды связано с ориентацией в требованиях и нормах социальной жизни, появление субъектного отношения к социуму по мере социализации. Освоение социокультурной среды предполагает восхождение в мир культуры, человеческих ценностей, актуализирует культуро-созидательную способность человека.
Предстоит понять, в чем состоят функции цифровой среды, какое место она занимает в отношениях человека и мира. Как цифровизация меняет жизнь человека, каковы особенности его отношений с цифровым пространством. Как человек становится субъектом в отношении виртуального мира?
По-видимому, основная функция цифровой среды, прежде всего в том, что она расширяет возможности человека благодаря появлению множественных виртуальных миров, в которых может находиться человек. Однако в этом содержится вероятность как позитивных, так и негативных последствий ее освоения.
Негативные последствия могут проявляться в разрушении границ образа Я и как следствие в утрате субъектности в отношении цифрового мира.
Позитивные последствия связаны с возможностями широкого доступа к информации, ее упорядочивания, использования цифровизации для моделирования тех или иных процессов с целью их изучения и пр. Иначе говоря, виртуальный мир и пользование им должно стать средством развития и саморазвития человека. Человеку необходимо научиться субъектному отношению к цифровому миру, овладеть им, осуществляя рефлексию своих отношений с виртуальным пространством из ценностно-смыслового горизонта. Это означает, что цифровизацию недопустимо осуществлять поспешно и стихийно, особенно это касается образования, поскольку связано с жизнью детей, нового поколения.
Например, интересен опыт использования цифровых технологий для обучения школьников диалоговому мышлению и развития их способности к
Традиции и инновации – основа воспитания
будущих офицеров в военном вуз
43
диалогу, описанный в статье Нила Мерсера, Сары Хеннесси и Пола Уорвика, которые применяют их для совершенствования метода «Исследовательского разговора» (программа «Думаем вместе» («Thinking Together»), практиковавшегося в Английских школах еще в 60-х годах прошлого века [20]
Ресурсы цифровых технологий позволили авторам разработать компьютерные программы, при помощи которых школьникам предъявляются ситуации и модели диалога, актуализирующие рефлексию и процесс диалогового мышления, улучшающие качество предметного обучения.
С помощью цифровых технологий можно создать условия для мгновенного получения обратной связи при обучении навыкам, для развития саморегуляции, их можно применять при информационном моделировании свойств, состояний, изменений какого-либо объекта или явления и пр. [19].
Еще один аспект применения цифровых технологий связан с развитием личности в процессе диалога, организованного по поводу последствий взаимодействия с цифровой средой, его возможностей и рисков. В таком диалоге, предшествующем освоению цифровыми технологиями и сопровождающем этот процесс, подросток, юноша, выступая в роли эксперта характера взаимодействия с виртуальной средой, выявляет возможные или недопустимые лично для него отношения с цифровым миром, тем самым познавая себя, актуализируя саморазвитие и позволяя субъектно отнестись к этой пока еще малопонятной для человечества реальности его жизни.
На наш взгляд освоение цифровой среды должно исходить из принципа, сформулированного Б.Ф. Ломовым в отношении содержания инженерной психологии: приспособление техники к психологическим возможностям человека [9], но не пристраивание человека к техническому устройству (цифровой среде), что позволит в полной мере использовать возможности цифровой среды для блага человека.
Библиографический список
1. Аузан, А. Цифровая экономика: человеческий фактор // Лекция. – Полит. Ру. 25 июня 2019. [Электронный ресурс]. – URL: https://polit.ru/article/2019/06/25/auzan/?fbclid=IwAR1n2nK0FIk2aj8YJjqiUjzLWdVa9UK2oBtIxM4O6QWNGElyC4uYVQ9LqF4 (дата обращения: 20.8.2020).
2. Берулава, Г.А. Теория сетевого образования как новая методологическая платформа высшего образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. – 2012. – № 4. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-setevogo-obrazovaniya-kak-novaya-metodologicheskaya-platforma-vysshego-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 18.8.2020).
3. Большунова, Н.Я., «Вопросчивость» и «ответчивость» как внутренняя работа развития образа Я / О.А. Устинова // Челпановские чтения 2016: Диалог научных школ Психологического института: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Челпанов. Сборник научных материалов Всероссийской научно-
Традиции и инновации – основа воспитания
будущих офицеров в военном вуз
44
практической конференции Москва, 15 ноября 2016. Альманах Научного архива Психологического института. Выпуск 8. Составители, научные редакторы, ответственные выпуска: О.Е. Серова, Е.П. Гусева. – Москва•Санкт-Петербург: Изд-во «Нестор-История, 2016.
4. Бродовская, Е. В., Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма, А.В. Синяков, А.А. Азаров // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. – № 1. https://doi. org/10.14515/ monitoring.2019.1.11.
5. Замятин, Е.И. Мы. – М.: Изд. «Э», 2016.
6. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О.Н. Астафьева, Л.Б. Зубанова, Н.Б. Кириллова, Е.В. Никонорова, О.В. Шлыкова и др.; отв. ред.: Н.Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2019.
7. Крупенникова, Л.Ш., Курбатов, В.И. Виртуальная личность: Net-мышление, сетевой психотип и Интернет фобии// электронный журнал Инженерный вестник Дона № 3 2014. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-lichnost-net-myshlenie-setevoy-psihotip-i-internet-fobii-1 (дата обращения: 22.8.2020).
8. Леушкин, Р.В. Виртуальное социальное пространство: понятийная база исследования // Философская мысль. – 2017. – № 7. DOI: 10.25136/2409-8728.2017.7.19312. [Электронный ресурс]. – URL: https://e-notabene.ru/fr/article_19312.html (дата обращения: 23.9.2020).
9. Ломов, Б. Ф. Человек и техника. – М.: Советское радио, 1963.
10. Малыгин, В.Л. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / Ю.А. Меркурьева, А.Б. Искандирова, Е.Е. Пахтусова, А.В. Прокофьева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 4(33). [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 23.10.2020).
11. Матвиенко, А.В. Личностные черты и особенности ценностно-смысловой сферы пользователей социальной сети вконтакте/ Н.Я. Большунова// Развитие человека в современном мире : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19–21 апреля 2016 г.) : в 2 ч. / Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – Ч. 1.
12. Назарчук, А.В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества // Вопросы философии № 9, 2012.
13. Полянкина, С.Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация?//Профессиональное образование в современном мире. – 2020. – Т. 10. – № 1. DOI: 10.15372/PEMW20200105.
14. Слотердайк, П. Сферы. Микросферология. Т. 1. Пузыри / Пер. К.В. Лощевского. – СПб.: Наука, 2005.
Традиции и инновации – основа воспитания
будущих офицеров в военном вуз
45
15. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Международный журнал исследований культуры. – 3(8). – 2012.
16. Фортунатов, А.Н. Поствиртуальный человек: есть ли надежда на социокультурное возрождение? / А.В. Бокова, В.И. Егоров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 6.
17. Фортунатов, А.Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Нижний Новгород. – 2009.
18. Шенцева, Е.А.Социальная онтология сквозь призму сетевого дискурса // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. – 2012. – № 4.
19. VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов). – Том 1. / Ред. Басилова Т.А., Дозорцева Е.Г.,Егоренко Т.А., Емельянова Е.А., Кочетова Ю.А., Ослон В.Н., Поливанова К.Н., Рощина И.Ф., Рубцова О.В., Салмина Н.Г., Сафронова М.А., Смирнова Е.О., Толстых Н.Н., Филиппова Е.В., Холмогорова А.Б., Шаповаленко И.В., Шведовская А.А., Эльконинова Л.И. – М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.
20. Mercer N., Hennessy S., Warwick Р. Dialogue, thinking together and digital technology in the classroom: Some educational implications of a continuing line of inquiry // International Journal of Educational Research. Volume 97, 2019, P. 187-199. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2017.08.007 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0883035517303877.

 

Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XII Межвузовской науч.-практич. конференции с международным участием: ч. 3 / Под общ. ред. В. В. Косухина. – Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2020. – 292 с.

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon