№19-29-14111

Изучение возможностей развития когнитивной регуляции посредством физических упражнений в дошкольном возрасте

руководитель проекта Алла Александровна Твардовская
О взаимовлиянии когнитивных, эмоциональных и физических навыков дошкольника

Стремительный технологический прогресс приводит к тому, что современные дети все больше времени уделяют пассивным занятиям (видеоигры, интернет, телевидение) и значительному снижению продолжительности физической активности, которую проявляют дети и подростки в свободное время. К тому же в современном российском обществе мы наблюдаем тенденцию к форсированию детского развития, в связи с чем родители делают акцент именно на познавательных занятиях, тогда как физическому развитию детей уделяется значительно меньшее внимание. 

Данные тенденции современного общества оказывают влияние не только на здоровье, но и психическое развитие современных детей. 

При этом множество зарубежных исследований, проведённых за последние 10-15 лет, показывают, что физическая активность играет существенную роль в развитии когнитивных функций и саморегуляции у детей и подростков. 

В данном проекте впервые на российской выборке будет организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи развития «холодных» (когнитивных) и «горячих» (эмоциональных) регуляторных функций с физическими навыками в дошкольном возрасте. 

Проект предполагает проведение как лонгитюдного (на протяжении 2 лет), так и формирующего исследования, в котором примут участие не менее 700 детей в возрасте 5-7 лет из Москвы и Казани. 

Результатом исследования станет понимание специфики взаимодействия регуляторных функций и уровня физической подготовки детей дошкольного возраста, а также понимание возможностей направленного развития когнитивной регуляции с помощью физической активности. 

Важность развития регуляторных функций объясняется вкладом этого направления развития детей в их дальнейшее обучение и социализацию. 

В ходе исследования предполагается разработка комплекса физических упражнений, направленного на развитие «холодных» (контроль деятельности в ответ на относительно неэмоциональные стимулы и сложные когнитивные задания) и «горячих» (контроль деятельности во время эмоционального возбуждения) регуляторных функций. 

В основе проекта лежат многочисленные данные о влиянии физической активности и уровня развития физкультурных навыков («physical fitness») на развитие когнитивных функций у школьников и подростков. 

Полученные результаты лягут в основу разработки рекомендаций и материалов, направленных на просвещение родителей и сотрудников сферы образования с целью развития саморегуляции и физической подготовки детей дошкольного возраста. 

Подтверждение значимости физической активности для развития саморегуляции и будущей успешности детей имеет большое значение для пропаганды здорового и активного образа жизни.


  • Когнитивные науки
  • Безопасность образовательной среды и здравоохранение в контексте цифровизации

Команда проекта
Алла
Алла Александровна ТВАРДОВСКАЯ
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета
Валерьян
Валерьян Фаритович ГАБДУЛХАКОВ
Руководитель НОЦ педагогических исследований Института психологии и образования Казанского федерального университета, доктор пед. наук, профессор
Альмира
Альмира Маратовна ГАРИФУЛЛИНА
ст.преподаватель, к.пед.н.
Сергей
Сергей Владимирович ЛЕОНОВ
доцент факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук
Наталья
Наталья Николаевна НОВИК
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon