Стремительный технологический прогресс приводит к тому, что современные дети все больше времени уделяют пассивным занятиям (видеоигры, интернет, телевидение) и значительному снижению продолжительности физической активности, которую проявляют дети и подростки в свободное время. К тому же в современном российском обществе мы наблюдаем тенденцию к форсированию детского развития, в связи с чем родители делают акцент именно на познавательных занятиях, тогда как физическому развитию детей уделяется значительно меньшее внимание.
Данные тенденции современного общества оказывают влияние не только на здоровье, но и психическое развитие современных детей.
При этом множество зарубежных исследований, проведённых за последние 10-15 лет, показывают, что физическая активность играет существенную роль в развитии когнитивных функций и саморегуляции у детей и подростков.
В данном проекте впервые на российской выборке будет организовано и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи развития «холодных» (когнитивных) и «горячих» (эмоциональных) регуляторных функций с физическими навыками в дошкольном возрасте.
Проект предполагает проведение как лонгитюдного (на протяжении 2 лет), так и формирующего исследования, в котором примут участие не менее 700 детей в возрасте 5-7 лет из Москвы и Казани.
Результатом исследования станет понимание специфики взаимодействия регуляторных функций и уровня физической подготовки детей дошкольного возраста, а также понимание возможностей направленного развития когнитивной регуляции с помощью физической активности.
Важность развития регуляторных функций объясняется вкладом этого направления развития детей в их дальнейшее обучение и социализацию.
В ходе исследования предполагается разработка комплекса физических упражнений, направленного на развитие «холодных» (контроль деятельности в ответ на относительно неэмоциональные стимулы и сложные когнитивные задания) и «горячих» (контроль деятельности во время эмоционального возбуждения) регуляторных функций.
В основе проекта лежат многочисленные данные о влиянии физической активности и уровня развития физкультурных навыков («physical fitness») на развитие когнитивных функций у школьников и подростков.
Полученные результаты лягут в основу разработки рекомендаций и материалов, направленных на просвещение родителей и сотрудников сферы образования с целью развития саморегуляции и физической подготовки детей дошкольного возраста.
Подтверждение значимости физической активности для развития саморегуляции и будущей успешности детей имеет большое значение для пропаганды здорового и активного образа жизни.