Анализ терминологии в современных школьных учебниках методами компьютерной лингвистики

01 октября 2021 // Владимир Турчаненко

Ст. н. с. института прикладной русистики РГПУ им. А. И. Герцена, ст. преподаватель кафедры русского языка СПбГУ Дмитрий Чердаков
В рамках трека "Цифровая дидактика. Анализ образовательных данных" V Международной научной конференции "Информатизация образования и методика электронного обучения" (21–24 сентября 2021 г.) исследовательский коллектив под руководством Сергея Монахова представил предварительные результаты и перспективы исследования состава и функционирования терминологической лексики в школьных учебниках с помощью методов автоматического извлечения терминов из созданного полнотекстового корпуса.

 

С докладом "Анализ терминологии в современных школьных учебниках методами компьютерной лингвистики" выступил старший научный сотрудник института прикладной русистики Герценовского университета Дмитрий Чердаков. Он отметил, что, несмотря на обширный опыт отечественного терминоведения, в аспекте терминоупотребления школьные учебники изучены достаточно слабо, и рассказал о преимуществах использования средств автоматического анализа текста для анализа терминологической лексики в современных школьных учебниках.

В докладе были озвучены предварительные результаты дидактического характера. Так, на основании полученных данных исследовательский коллектив может оценить степень терминологической насыщенности того или иного учебника, причем результат оценки может быть представлен в сопоставлении как между различными дисциплинами, так и между разными классами внутри одной дисциплины.

Отдельную проблему, которая может быть осмыслена в дидактическом отношении, составляет автоматически выявленное существенное число лжетерминов в учебниках и их соотношение с собственно терминами. По этому показателю учебники по гуманитарным дисциплинам могут быть противопоставлены учебникам по точным и естественнонаучным дисциплинам: для первых характерна значительная доля лжетерминов, для вторых — преобладание собственно терминологической лексики.

"Так, ощущаемая интуитивно монотонность содержания многих учебников по русскому языку, обусловленная тематической однородностью языкового материала, который предлагается для лингвистического анализа, получает математически обоснованное подтверждение”, — отметил Дмитрий Чердаков.

Как дидактическая проблема могут быть осмыслены случаи расхождения между автоматическим и «ручным» выделением терминов. Например, в учебниках по русскому языку автоматически выделяются термины, связанные с мягкостью согласных, но какой-либо термин, связанный с твердостью согласных, автоматически не выделяется, хотя, безусловно, он найдется при визуальном просмотре учебника. Это значит, что текстовое поведение понятийно коррелирующих терминов различно. Термины, связанные с мягкостью, активно употребляются, термины, связанные с твердостью согласных, крайне редки. “Насколько этот и подобные случаи оправданы — вопрос к специалистам по методике преподавания русского языка”, — подытожил докладчик.

Задача, над которой коллектив исследователей работает в настоящее время, состоит в сопоставлении данных анализа школьных учебников с аналогичными данными, полученными при анализе созданного корпуса специальных научных текстов в тех сферах знания, которые представлены в школьных дисциплинах. Подобное сопоставление поможет проанализировать принципы организации терминов в школьной учебной литературе и собственно научных сочинениях.

Файлы
  1. Cherdakov et al._SFU_09.2021.pdf

Проект

Другие публикации автора

Соавторы
Сергей Монахов
Дмитрий Чердаков
Екатерина Федюкова
Владимир Турчаненко
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon