В приложенном видеофайле представлена последовательная смена 6 диахронных карт (по годам обучения — для 5, 6, 7, 8, 9 и 10–11 классов соответственно). Изучение этих карт позволяет ответить на многие важные исследовательские вопросы. Вот некоторые из них.
В какой последовательности усваивается современными школьниками терминология разных областей знания?
Мы видим, что в первую очередь, на самых ранних ступенях обучения — и практически в полном объеме, формируется терминосистема дисциплины “Лингвистика (Русский язык)” и “Литература”. Расширение общей базы знаний продолжается впоследствии главным образом за счет гуманитарных и общественных дисциплин (“История”, “География”, “Право”), но также и за счет “Математики” и “Геометрии”. На следующем этапе, 7–9 классы, подключаются терминосистемы естественных наук, сначала “Физика” и “Биология”, затем “Химия”. Завершается процесс формирования базы знаний заполнением терминосистемами вспомогательных дисциплин (например, “Астрономия”, “Информатика”) лакун между соседствующими терминосистемами основных дисциплин.
Каковы междисциплинарные связи между терминологемами и понятиями разных областей знания?
Векторные представления терминов в объединенном корпусе позволяют с математической точностью измерять контекстуальную — и опосредованную ей смысловую — близость терминологических единиц как внутри каждой отдельной терминосистемы, так и на границах прилегающих друг к другу на семантической карте различных терминосистем. В целом, полученные карты свидетельствуют о высокой степени адекватности проведенного моделирования: они достаточно отражают наши интуитивные представления о том, какие области знания более тесно связаны между собой. Это справедливо как в целом (группировка естественных, общественных и гуманитарных наук), так и в частностях (тесное соседство “Геометрии” и “Математики”, разделенность “Истории” на два больших кластера, соответствующих отечественной и зарубежной истории, и более тесная связь последнего с терминосистемой “Географии” и проч.).