Активное развитие технологий дополненной виртуальности находит свое
отражение во всех областях и сферах человеческой деятельности, в том числе и в сфере
образования. Технология дополненной виртуальности хоть и является «молодой», всетаки несет в себе значительный потенциал и возможности для ее использования в
образовании. Среди оснований к развитию и распространению технологий
дополненной виртуальности в целом, и в образовании, в частности можно отметить:
2
1. стремительное развитие технического оснащения, появление новых
технических средств технологии дополненной виртуальности и как следствие снижение
стоимости на подобное оборудование;
2. развитие программных продуктов и сред для поддержки использования
технологии дополненной виртуальности, в том числе для сферы образования;
3. рост объема инвестиций в разработку технологий дополненной
виртуальности;
4. увеличение числа крупных компаний, работающих с различными
составляющими технологий дополненной виртуальности.
Сегодня уже существуют примеры использования технологий дополненной
виртуальности в сфере образования. В основном этот опыт транслируют зарубежные
образовательные организации (США, Китай, Европейские страны). В наше стране опыт
использования технологий дополненной виртуальности не большой. Однако уже сейчас
мы можем смело предполагать, что иммерсивные технологии займут свое место в
образовательном процессе поскольку обладают особыми преимуществами, среди
которых: повышение наглядности, возможность детального, приближенного просмотра
объектов и процессов; увеличение концентрации внимания за счет отсутствия внешних
раздражителей; вовлеченность; возможно программировать учебные сценарии;
безопасность, наличие возможности совершить ошибку, особый инструментарий для
формирования умений и оттачивания навыков; в некоторых случаях возможность более
эффективной учебной работы (при соответствующем содержании обучения, формах и
методах работы).
Каковы условия использования технологии дополненной виртуальности?
Поскольку в целом иммерсивные технологии относятся к современным средствам
информатизации образования, то условием использования учащимися технологии
дополненной виртуальности может стать совокупность и наличие:
1. технического оборудования средств дополненной виртуальности, наличие
специализированных технических устройств для работы с такой технологией (шлемы и
очки; панорамные камеры; графические станции для работы с видео 360; комплекс
специальных технических устройств для организации комнаты виртуальной
реальности; панорамные экраны; 3D-проекторы вспомогательная гарнитура
(контроллеры, джойстики, перчатки); сверхмощные персональные компьютеры и
мобильные устройства и т.д.), в целом это устройства которые позволяют представить
информацию, «обогащенную» реалистичными изображениями, качественным звуком, а
также тактильными ощущениями, запахами, иногда вкусами.
2. программное обеспечение средств дополненной виртуальности (базовое,
системное и специализированное программное обеспечение, например, программное
обеспечение для 3D-моделирования, анимации и визуализации при создании игр и
проектировании, для создания виртуальных сред). Программное обеспечение включает
системное (базовое и системное), прикладное программное обеспечение (общего
назначения и специализированное) и системы программирования. Базовое и системное
программное обеспечение обеспечивает стандартное функционирование персонального
компьютера, в то время как специализированное программное обеспечение
представляет собой набор программ для решения задач из определенной предметной
области или сферы деятельности человека. Так, для работы с иммерсивными
технологиями специализированное программное обеспечение может включать в себя
такие программы как: профессиональный редактор для моделирования, создания
анимации и визуализации Autodesk 3dsMax, редактор 3D-моделирования Cinema 4D,
визуальный редактор EligoVision Toolbox, линейка редакторов Adobe (Dimension,
Substance, Aero) и т.д.
3
Сегодня наряду с перечисленными программными продуктами большой
популярностью пользуются сетевые сервисы, которые также позволяют работать с
иммерсивными технологиями в целом и дополненной виртуальностью (Unity 3D,
платформа Blender, сервис Google VR, программное (и аппаратное) обеспечение для
работы с иммерсивными технологиями Oculus, сервис ARCore для создания миров
дополненной реальности, платформа Vuforia, кроссплатформенное приложение
Wikitude SDK для создания AR-прототипов для мобильных устройств, сервис MaxST
для создания объектов дополненной реальности, облачная платформа PlugXR для
создания приложений дополненной реальности, платформа Blippb и ряд других.
3. содержательное наполнение средств дополненной виртуальности
(соответствующий образовательный контент, в том числе русифицированный),
удовлетворяющее особым требованиям к такого рода продуктам. Содержательное
наполнение средств дополненной виртуальности является важнейшим условием
использования учащимися технологии дополненной виртуальности в том числе на
уроке информатики. Это связано с тем, что для целей образования недостаточно только
наличия аппаратного и специализированного программного обеспечения, необходимо
иметь некие учебные программы, образовательный контент или электронный
образовательный ресурс, имеющий образовательные цели и разработанный специально
для учебного процесса, адаптированный к возрастным особенностям школьников,
имеющим методические рекомендации по использованию и т.д. Некоторыми
примерами существующих образовательных программ и сервисов, работающих на базе
иммерсивных технологий являются: космический симулятор Universe Sandbox 2,
симулятор для изучения особенностей строения организма человека The Body VR,
сервис для изучения (в том числе с детальным просмотром) достопримечательностей
Google Earth VR, изучения экспонатов музеев мира Museum of Fine Art, виртуальная
лаборатория по химии для 8-9 классов Chemistry LAB, серия образовательных фильмов
с технологией 360 (напрмер, Altair VR).
4. подготовка педагога в области использования иммерсивных технологий в
образовании. Важнейшим фактором успешного использования учащимися технологии
дополненной виртуальности в учебном процессе является всесторонняя подготовка
педагога в данной области. Стоит отметить, что сегодня существует целый ряд
площадок, реализующих соответствующую подготовку для учителей, например: «VRинтенсив» от Stepik; «Инструменты проектирования и разработки IT-решений» от
Универсариум и ряд других, в том числе, представленных на базе крупных зарубежных
площадок массовых открытых онлайн курсов (https://www.coursera.org,
https://www.edx.org, https://ru.khanacademy.org).
Успешное использование учащимися технологии дополненной виртуальности в
учебном процессе также будет возможным при учете ряда существенных ограничений
в использовании технологий дополненной виртуальности в образовании, среди
которых:
1. как правило, высокая стоимость соответствующего технического
оборудования;
2. отсутствие или слабая проработка специализированного
образовательного контента, которое требует значительной работы со стороны
методистов, разработчиков программных продуктов, художников;
3. некоторые психологические особенности, которые не позволяют вести
полноценное обучение с использованием средств дополненной виртуальности,
например, головокружение, дезориентация, искаженные зрительные образы