Тезисы подготовлены по материалам исследования, выполняемого
при поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14153 Фундаментальные
основы трансформации содержания и методов общего образования в результате
использования учащимися технологии дополненной виртуальности (на примере обучения информатике)
Введение. В настоящее время глобализация и информатизация общества заставляют взглянуть по-новому на процессы обучения информатике. Это связано с тем, что иммерсивные технологии, в том числе и технологии дополненной виртуальности, содержат огромный дидактический потенциал, который должен быть нацелен, прежде всего, на повышение качества знаний учащихся. В то же время, пока еще нет сбалансированной и системной методики обучения с использованием технологий виртуальной, дополненной, смешанной реальности и дополненной виртуальности. Основная идея рассматриваемых подходов к трансформации обучения информатике в основной школе с применением технологии дополненной виртуальности – это изучение теории и практики, которые решают широкий спектр технических и социально значимых проблем. Цель учебной программы по информатике с применением технологии дополненной виртуальности – предоставить школьникам знания и инструменты, которые создают прочную основу, как в освоении специфического программного обеспечения, так и в освоении способов применения современных аппаратных средств, позволят им познакомиться с направлениями эффективного, экономичного и творческого применения технологий дополненной виртуальности решения для решения практических задач общества в условиях развивающейся высокотехнологичной цифровой экономики. Таким образом, обучение информатике в основной школе опирается на требования федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) основного общего образования (от 31 мая 2021 года), охватывает все положения ФГОС. Материалы и методы. Рассмотрим задачи обучения информатике в основной школе с применением технологии дополненной виртуальности: продемонстрировать владение основными понятиями базового курса по предмету «Информатика»; пояснять на примерах и понимать, что компьютерам нужны инструкции для работы, и приобретать простые навыки программирования; продемонстрировать знание и понимание использования технологии дополненной виртуальности для решения задач, связанных с практическим применением; показать осведомленность о влиянии технологии дополненной виртуальности на человека и общество; показать осведомленность о возможностях и ограничениях применения технологии дополненной виртуальности; сформировать представления о сферах профессиональной деятельности с применением технологии дополненной виртуальности, основанных на достижениях науки и IT-отрасли; демонстрировать базовые норма информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети. Этапы обучения информатике в основной школе с применением технологии дополненной виртуальности (Таблица 1). Таблица 3-1. Этапы обучения информатике в основной школе с применением технологии дополненной виртуальности Развиваем навыки решения проблем логическое мышление, вычислительные навыки, творческий и креативный взгляд разрабатывать алгоритм решения как систематический способ обработки необходимой информации с применением технологии дополненной виртуальности для получения требуемого результата и реализовать решение в виде итогового проекта Учим программировать и создавать виртуальные приложения основные алгоритмические конструкции, языки и стили программирования, необходимые и достаточные для проектирования и создания виртуальных приложений разрабатывать, тестировать и отлаживать виртуальное приложение, созданное с помощью различных программных инструментов технологии дополненной виртуальности Формируем глубокие знания в области информатики, программирования, современных информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на достижениях науки и IT отрасли фундаментальное представление о применении технологии дополненной виртуальности в области информатики, программирования, современных информационных и телекоммуникационных технологий наличие представлений о сферах профессиональной деятельности, связанной с применением технологии дополненной виртуальности Применяем фундаментальные принципы вычислений теоретические основы вычислений, такие как логика и дискретная математика, формальные модели вычислений и анализ сложности алгоритмов Развиваем общие интеллектуальные навыки в гуманитарном образовании, связанные с применением технологии дополненной виртуальности способность учащихся к эффективному общению; осведомленность об этических и социальных последствиях, связанных с программным и аппаратным обеспечением дополненной виртуальности возможность участвовать в непрерывном обучении в области информатики, программирования, современных информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на достижениях науки и IT отрасли Обеспечиваем широкий доступ к темам , основанным на достижениях науки и IT отрасли междисциплинарные компьютерные специальности; новые технологии; находить способы решения проблем в выбранных ими областях обучения с использованием различных типов иммерсивных технологий Образовательные результаты программы обучения информатике в основной школе с применением технологии дополненной виртуальности – обеспечение всестороннего развития и всестороннего образования в соответствии с учебной программой, предлагающей широкое образование в области информатики в сочетании с прочным фундаментом в области естественных наук и инженерии. Кроме того, в программе особое внимание уделяется взаимодействию и коммуникативным навыкам на основе технологий дополненной виртуальности. Результаты исследования. Ожидается, что по окончании учебы с применением технологии дополненной виртуальности, изучающие информатику, будут обладать следующими навыками: возможность изучения современных методов обработки информации, в том числе и с применением технологий дополненной виртуальности, и их приложений; возможность создавать важные программные проекты, от анализа и проектирования, до внедрения и тестирования технологий дополненной виртуальности; прочная теоретическая и практическая основа как в программном, так и в аппаратном аспектах применения технологии дополненной виртуальности, а также смежных науках, лежащих в основе информатики и информационных технологий; формировать интерес и уверенность в использовании технологий дополненной виртуальности, и желание продолжить обучение по информатике и смежным предметам; способность эффективно работать в команде, поскольку работа с применением технологии дополненной виртуальности требует совместной работы больших групп людей; понимание социальных последствий технологий, в том числе применения технологии дополненной виртуальности, с акцентом на их использование и ограничения, и этических проблем, возникающих в связи с новейшими технологиями; знания и навыки, необходимые для трудоустройства после окончания учебы или для продолжения изучения информатики. Обсуждение и заключение. В настоящее время глобализация и информатизация общества заставляют взглянуть по-новому на процессы обучения информатике. Это связано с тем, что иммерсивные технологии содержат огромный дидактический потенциал, который должен быть нацелен, прежде всего, на повышение качества знаний учащихся. В то же время, пока еще нет сбалансированной и системной методики обучения с использованием технологий виртуальной, дополненной, смешанной реальности и дополненной виртуальности. Благодарности. Тезисы подготовлены по материалам исследования, выполняемого при поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-29-14153 Фундаментальные основы трансформации содержания и методов общего образования в результате использования учащимися технологии дополненной виртуальности (на примере обучения информатике)