Вернуться к документу

What Is the Education Becoming?

Редакция от 09 февраля 2021 (версия 8)

Education should be based on the inclinations, abilities and aspirations of each child: to learn and create new things, to communicate, cooperate, learn and teach. The actualization and development of this human potential, considering the personal and cognitive traits of each child, is an ever-greater need. In the world of accelerating, unpredictable and irreversible changes the ways of becoming an advanced, pre-adaptive education are being formed.
We cannot stand by and wait.
We must not catch up but get ahead of events.

Комментарии

  • Обсуждению этого раздела Хартии была посвящена веб-мастерская "Опережающее образование" (6 октября 2020).
    Смотреть веб-мастерскую: https://www.youtube.com/watch?v=WOVjgIAjMXc
    Читать отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/101
    В обсуждении принимали участие
    Елена Викторовна Викторова, кандидат педагогических наук, психолог, доцент по специальности «Социология культуры» (Пензенский государственный университет); руководитель проекта «Информационное воздействие на личность в условиях цифровизации культуры и образования как импрессинг: риски и потенциал» в рамках программы РФФИ «Цифровая трансформация школы» (https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14014) и
    Ефим Лазаревич Рачевский, директор московской школы № 548 «Царицыно», Народный учитель России

  • Комментарии и пояснения к этому разделу Хартии, данные во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
    Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
    Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100


    Алексей Семенов о пре-адаптивном образовании

    В этом блоке речь идет не только о цифровых аспектах. Безусловно, мы должны готовить детей к приходу цифровых технологий в школу. Но это только малая часть того, о чем мы говорим. Вся специфика сегодняшнего момента в том, что большая часть быстрых и глобальных изменений построена на цифровых технологиях. Но изменения – это не про цифровые технологии. Это может касаться чего угодно: питания, любви, знакомств, воспитания, медицины и так далее. Сейчас невозможно сказать, что вот это изменение произошло, ученые в нем разобрались, объяснили в педагогическом вузе студентам, что это такое, студенты стали учителями, пришли в школу, авторы написали учебники, а дети начинают это учить. Мы знаем, как медленно меняются учебники. 80 % используемых сегодня в школе учебников – это учебники советского времени. Сменилось почти два поколения, а в школе ничего не изменилось. А в Хартии сказано, что ситуация должна быть противоположной: то, как мы учим ребенка, и чему мы его учим должно предвидеть те изменения, которые еще только произойдут. мы должны дать ребенку гид, путеводитель в мире, которого мы еще не видим. Есть только контуры зарождающихся явлений. Мы должны научить ребенка ориентировать в мире, который сами себе не представляем, сегодня его не понимаем. Вот это и есть пре-адаптивность. Нужно заранее готовиться к тому, что что-то случится, чего сегодня ты не видишь.
    Должна быть внутренняя установка, готовность и соответствующие знания, которые помогут в этом мире. Педагогику надо строить, исходя именно из этого.

    Артем Соловейчик о роли цифры и образовании

    Хартия строится не из цифры или не только из цифры, а из более широкой рамки образования. Кажется, что цифра добавляет нам возможности. В Хартии декларируется не то, что может сделать цифра, а то, что должна сделать цифра. Это заказ образования к цифре, а не объяснение, как можно использовать цифру.
    Также не надо забывать, что у детей есть большой потенциал. Нужно «развернуть» педагогику так, чтобы этот потенциал сработал.

    Павел Сергоманов о Хартии и содержании образования

    В Хартии речь идет о культурном, психологическом понятии «идентичность». Мы пытаемся осмыслить меняемое в неизменном. Ведь что такое идентичность? Когда я меняюсь, не изменяя себе.
    Что значит «опережать события»? На нас цифровизация наступает. Мы как будто бы претерпеваем ее, не заказываем разработки цифровые, не очень понимаем, что происходит – у нас мало данных, мы знаем, что дети стали другими, но не очень понимаем, какими именно.
    Еще, как мне кажется, речь идет о содержании образования, когда цифровая повседневность должна проникнуть в школу.
    Ковид вынудил нас применить средства, которые нас сильно раздражают и отчуждают друг от друга. Мы не можем действовать как раньше, у учителей зачастую нет новой дидактики… Учитель должен сказать, что ему нужно. Я так понял тезис про «опережать события».

  • 09.23.2020

    Я, конечно, очень люблю Л.С.Выгостского. Студенткой я двумя руками была за его идею "Обучение должно вести за собой развитие". И через 20 лет я поддерживаю этот подход. Но все же надо быть гибче, интуитивнее, внимательнее. Иногда приходится очень -очень долго подстраиваться под развитие конкретного ребенка. Чтобы в какой-то момент пути опережающающего развития наконец открылись. Об этом, думаю, не стоит забывать ;)

  • Месяц остается до начала нового учебного года. Школьники и их родители ждут его с особым волнением. Последняя четверть предыдущего сезона — вынужденный переход на «удаленку» — стала суровым испытанием и для них, и для учителей. И вот летняя передышка на исходе. К чему готовиться теперь?

    Вживую не виделись с детьми почти полгода. Осталось потерпеть месяц, и наши дети придут и подарят учителям цветы к 1 сентябрю. Очень надеюсь учеба начнется как обычно в традиционной очной форме.

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Поделиться:
Icon