Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, культурные инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Цифровой мир расширяет возможности для выбора, открывает новые пути для проб и взросления. Он ставит проблему выбора и ответственности и перед взрослыми, от решений которых зависит судьба ребенка.
Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору родителей должны существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.
Веб-мастерская "Право ребенка на цифровой мир" прошла 20 октября 2020 г.
Участники встречи:
Евгений Абрамович Бунимович, заслуженный учитель РФ; правозащитник, общественный деятель, председатель комиссии по образованию Московской городской Думы;
Елена Витальевна Пискунова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дидактики Института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена; руководитель проекта «Информационная антропология как методологическое основание сопровождения образовательного процесса в метапредметном поле цифрового контента» (rffi.1sept.ru/project/19-29-14068).
Смотреть запись: https://www.youtube.com/watch?v=dNyAmkqcF2s
Читать отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/173
Комментарии и пояснения к разделу Хартии «Права ребенка на цифровой мир», данные во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100
Павел Сергоманов
Это предельно важный пункт. И он касается рисков. Этот раздел Хартии касается вечного вопроса – вопроса взросления и постепенного обретения прав и обязанностей. Психология развития, отвечая на вопрос о правах и ответственности, говорит, что собственно образование возникает там, где есть возможность обратимости, где ребенок осуществляет действие пробы. Он может что-то попробовать и сделать обратимым, откатить назад – слово, действие, вычисление, сочинение и так далее. Момент, когда ребенок пробует, имеет образовательный смысл. Мне кажется, что право ребенка на цифровой мир должно соизмеряться с этой вечной темой.
Сама политика внутри школы должна определить границы. Особенно важными являются границы возрастные. Мы знаем, что маленькие дети не отделяют себя от цифровой среды. Они полностью погружаются в игру и не рефлексируют свои действия. Это является не очень позитивным.
Алексей Семенов
Все оттенки смыслов и напряжение понятны.
Проблемы выбора, проблема взросления, проблема проб, обратимости – все эти проблемы надо понять. Они недостаточно отражены в Хартии. Это должно появиться в тексте.