Развитие ребёнка на первом году жизни
Обучение и применение знаний
Процессы, определяющие развитие познавательной деятельности, поведения и личности ребёнка, интенсивно формируются уже в младенческом возрасте в условиях постоянного взаимодействия с окружающим миром. С момента рождения включаются нейрофизиологические механизмы восприятия, запечатления и анализа информации. Даже в самом раннем возрасте перцептивные системы дают младенцу достаточно информации, чтобы на её основе он мог попытаться решить реальную двигательную задачу. И только после многократных повторений различных движений, служащих решению определённой задачи, возникают стабильные двигательные навыки. А сформированность навыка – есть обучение.
Одной из наиболее важных когнитивных функций является внимание. Умение концентрировать внимание оказывает большое влияние на развитие интеллекта. Внимание – когнитивная способность, заключающаяся в возможности сосредоточиться на определённом объекте, явлении, процессе, представляющихся наиболее интересными или важными. Оно даёт возможность концентрации восприятия или интеллектуальной деятельности и является важнейшей составляющей познавательной сферы.
С рождения до 2-3 месячного возраста внимание обеспечивается наведением на перемещающийся объект и слежением за ним с помощью глазных движений. Поведенческим показателем восприятия объекта новорождённым являются глазные движения – слежение и фиксация взора. Ребёнком легче обнаруживаются движущиеся предметы. Глазные движения, благодаря наведению глаз на объект и его удержанию в поле зрения, являются основным проявлением зрительного внимания, способствующего восприятию. Дети с первых дней жизни поворачивают глаза в направлении движущегося предмета. Сначала это слежение осуществляется при плохой согласованности движений обоих глаз, но к месячному возрасту, фиксация становится бинокулярной.
Уже в периоде новорождённости ребёнок может реагировать не только на движущийся, но и на неподвижный объект.
После 2-3 месяцев жизни внимание младенца в равной мере привлекают перемещение знакомого предмета и новые неподвижные предметы, то есть, появляется способность к выделению новизны, сравнению «нового» со «знакомым». Появляется способность к запечатлению эталонов увиденных предметов, способность к дифференцированному восприятию и когнитивному запоминанию, основанному на развитии селективного дифференцированного восприятия. В развитии когнитивных процессов в младенческом возрасте важная роль принадлежит формированию эмоциональной сферы.
Появляющийся на 3 месяце жизни комплекс положительных эмоциональных реакций («комплекс оживления») стимулирует развитие внимания и информационных процессов. Предпочтение нового объекта, отражающееся эмоциональной активацией ребёнка, сохраняется в течение всего периода раннего детства. Эмоциональная активация облегчает восприятие и анализ внешней информации, способствуя развитию когнитивных функций. Дефицит или отсутствие зрительной информации оказывает выраженное негативное влияние на концентрацию внимания и эмоциональную сферу.
Привлечение внимания к новым предметам способствует более быстрому и чёткому их восприятию, которое выражается в поведенческой реакции как двигательной (поворот глаз, головы, движения рук), так и эмоциональной (улыбка, вокализации) в виде «комплекса оживления». Восприятие и внимание тесно взаимодействуют. Внимание облегчает восприятие информации. Это обеспечивает развитие познавательной деятельности ребёнка.
Важным этапом функционального созревания коры больших полушарий, существенно сказывающимся на поведенческих реакциях и когнитивной деятельности ребёнка, является трёхмесячных возраст. Привлечение внимания к новым предметам способствует более быстрому и чёткому восприятию их, поскольку им адресованы все поведенческие реакции – двигательные (поворот глаз, головы, движения рук) и эмоциональные (улыбка, вокализации), объединяющиеся в «комплексе оживления».
В течение первых месяцев жизни у ребёнка возрастают возможности распознавания лица. На 4-5 месяце жизни возрастает способность дифференцировать выражение лица. Изменения в ориентации лица (анфас, профиль) ребёнок улавливает в 4-5 месяцев. В 5 месяцев дети реагируют на живое лицо и не реагируют на его фотографию. В 7 месяцев - отличают живое лицо от фотографии.
С четырёхмесячного возраста появляются элементы «скрытого внимания», за счёт которого в шестимесячном возрасте облегчается восприятие новых объектов, получающие у ребёнка явное предпочтение.
Облегчению восприятия способствует также эмоциональная активация. Процессы восприятия и внимания тесно взаимодействуют друг с другом. Внимание облегчает восприятие информации, а возможность анализировать информацию внешнего мира создаёт условия для привлечения и поддержания внимания. Это обеспечивает нарастающее развитие познавательной деятельности ребёнка.
Во втором полугодии жизни появляются элементы произвольности в поведении ребёнка, возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного предмета), появляется возможность начальных форм обобщения и абстрагирования.
На базе развивающихся механизмов восприятия, внимания, эмоциональной сферы формируется речевая функция. Речь как коммуникативная функция созревает в процессе общения ребёнка с взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребёнку, особенно с негромкой медленной речью, приводит к его успокоению и постепенному переходу к попыткам подражательных реакций, возникающих на фоне эмоционального возбуждения – гулению. При этом начинают развиваться соответствующие артикуляционные механизмы будущей речи. Подражание взрослому сочетается с повторениями собственных звуков. Максимальный период гуления приходится на 4-6 месяцев и плавно переходит в лепет, когда ребёнок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно.
Начиная со второго полугодия жизни под влиянием эмоционального общения ребёнка с взрослым, развиваются коммуникативные способности, понимание речи и познавательные функции. Ребёнок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К году активный словарь ребёнка содержит от 10 до 15 слов.
В конце первого года жизни у ребенка обнаруживается практическое мышление в форме решения им различных задач с использованием обходных путей и средств для достижения цели.
Мобильность
Движения, которые осваивает ребёнок сам или те, которым его учат взрослые – это произвольные движения. Учится ли он ходить или бегать, складывать кубики или завязывать шнурки, выводит первые каракули или осваивает сложность застегивания или расстегивания пуговиц – он осваивает произвольные движения.
Произвольные движения – филогенетически самые молодые, но и самые сложные, отражающие способность человека формировать последовательность действий, предвидеть результат, вносить коррекцию по ходу действия.
Среди анализаторов центральной нервной системы (ЦНС), имеющих непосредственное отношение к регуляции движений, более зрелой и готовой к функционированию к моменту рождения ребёнка является система тактильного и двигательного анализаторов. У новорождённого двигательная активность выражается в хаотичных нескоординированных движениях, обусловленных преобладанием подкорковых реакций, общего и локального характера, обеспечивающих функции питания, защиты и т.д. Эти рефлекторные реакции протекают на фоне повышенной напряженности мышц и обладают большой вариабельностью.
Возрастающее участие коры больших полушарий в регуляции двигательной активности на первом году жизни ребенка способствует уменьшению общего тонического напряжения мышц, установлению баланса активности мышц-антагонистов верхних конечностей и увеличению с 3-4 месяцев жизни амплитуды движений рук.
Первые крайне непрочные условные рефлексы на проприоцептивный раздражитель (пассивное сгибание ножки ребёнка в коленном суставе) появляются на 3-4 неделе жизни ребенка и приобретают относительное постоянство в возрасте 3-4 месяцев.
Период от 1 до 4 месяцев характеризуется неспособностью к организации произвольных движений из-за высокого мышечного тонуса и несформированностью зрительно-двигательной функциональной системы.
От 5 месяцев до 1 года – период формирования зрительно-двигательной функциональной системы и принятия ребёнком вертикальной позы. Он характеризуется недостаточной координацией произвольных движений. Характерные для возраста 1,5-2 месяцев грубые формы анализа проприоцептивных сигналов постепенно совершенствуются к 7-8 месяцам жизни. В этот период у детей появляется способность выполнять изолированные движения одной рукой.
К 7-му месяцу обнаруживается способность детей совершать (при их пассивной поддержке под руки) попеременные шагательные движения. Структура этих движений, включая закономерности изменений суставных углов, межконечностную и межсуставную координацию, сравнительно совершенна.
К возрасту 7 месяцев основной рисунок шагания сформирован, но не проявляется вследствие незрелости механизмов поддержания равновесия тела в вертикальном положении и недостаточной силы для перемещения ног. Период от 1 года до 2 лет характеризуется малой точностью произвольных движений из-за отсутствия баланса активности мышц-антагонистов и несовершенства нервно-мышечной регуляции. Сложно координированные движения типа ходьбы и бега в этот период примитивны.
Общение
При определении ограничений жизнедеятельности в категории «общение», основываясь на МКФ, рассматриваются следующие составляющие: восприятие сообщений при общении, передача сообщений при общении, разговор и общение с использованием средств связи и техник общения. При определении ограничений в общении у детей следует использовать как вербальные, так и невербальные методы восприятия и передачи информации, в том числе: снижение способности понимать речь, понимать письменный язык; отсутствие, задержку или нарушение развития речи или утрату способности разговаривать, видеть, слышать и т.д.
Поведенческим показателем восприятия объекта новорождённым являются глазные движения – слежение и фиксация взора. При этом ребёнком легче обнаруживаются движущиеся предметы.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. В 1-2 месяца отмечается реакция сосредоточения на речевое общение с ребёнком, его ответная реакция - улыбка при общении. В 1,5 - 3 месяца у ребенка появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета): «а-аа», «г-у», «ш-и», «бу-у», «эи» и др. Обычно гуление - это произнесение гласных звуков «а», «ы», «у», возможно в сочетании с согласными, например, «у-у-у-у» или «гу-у-у-у». При этом отмечается комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении с взрослыми.
После 2-3 месяцев жизни ребёнок способен воспринимать неподвижные объекты. На этом этапе развития объект воспринимается как недифференцированное целое.
В возрасте 3-х месяцев, ребёнок зрительно воспринимает объекты, находясь в вертикальном положении. Он ищет глазами источник звука. У него появляется ответная реакция в виде «комплекса оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним. В 4 месяца ребёнок поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Различает красный и жёлтый цвета. Различает предметы по размеру. У него появляется повышенное внимание к новым предметам, он ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, тянется к нему. Ребенок проявляет радость, громко смеётся в ответ на эмоциональное речевое общение, у него легко возникает «комплекс оживления» при бодрствовании.
Способность к общению у детей до 4-х месяцев обусловлена преимущественно общением с матерью, окружающими лицами и предъявляемыми объектами наблюдения. В 4 месяца можно наблюдать «свирель»: «аль-ле-е-лы», «аты-аы» и т.п. Отмечается дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребёнок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех.
В возрасте 5 месяцев малыш отличает близких людей от чужих по внешнему виду. Узнает голос матери или близкого человека; различает интонацию голоса и по-разному на неё реагирует. Радуется общению с другим ребёнком, берет у него из рук игрушку. В 5 месяцев ребёнок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки.
Во втором полугодии жизни ребёнок уже дифференцирует выражение лица, понимает своё имя. Он по-разному реагирует как на различную мимику и жесты, так и на своё и чужое имя. Различает зелёный и синий цвета. Долго занимается игрушками.
В 6 месяцев у ребёнка формируются целенаправленные движения, которые осуществляются под контролем зрения. Развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений.
В 6-7 месяцев гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Появляется готовность к совместной игровой деятельности. В 7-8,5 месяцев лепет становится более отчётливым, ребёнок произносит слоги: «ба-ба», «да-да-да» и т.п. В 8,5-9,5 месяцев наблюдается модулированный лепет: повторяет слоги с разнообразными интонациями. Отмечается реакция на незнакомое лицо. Этот период является промежуточным этапом между лепетом и появлением первых слов. Лепет становится похожим на слова (так называемые «лепетные слова»), состоящие уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: «ба-ба», «па-па». Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Можно наблюдать общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
В 8 месяцев ребёнок смотрит на действия другого ребенка и смеётся или лепечет. По вербальной просьбе взрослого без показа выполняет разученные ранее действия («ладушки», «дай ручку»). Созревание нервных элементов с более высокой разрешающей способностью создаёт условия для дальнейшего анализа изображений и различения отдельных признаков объекта. Формирование и взаимодействие различных механизмов анализа обеспечивает инвариантность опознания предметов к концу первого года жизни. Ребёнок различает целостные объекты и их отдельные признаки. Стремится передать собственное состояние взглядом и жестом.
В 9 месяцев для ребёнка предпочтительным является восприятие формы объекта как интегрированного целого. Он дифференцированно реагирует на звуки - выполняет плясовые движения под музыку.
В 9,5-18 месяцев произносит слова: ма-ма, ба-ба, ам-ам и т.д. В речи имеются звукоподражательные слова-обозначения: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. В этот период наблюдается ситуационное понимание обращенной к ребёнку речи, предметно-действенное общение с взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией. Ребёнок понимает простые инструкции, дополняемые жестами.
В 10 месяцев ребёнок на вербальную просьбу «дай»: находит и дает знакомые предметы. По просьбе взрослых производит действия с предметами (открывание, закрывание и т.д.). При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-сорока», играет в прятки и т.д.). Действует рядом с другим ребенком или одной игрушкой с ним.
В 11 месяцев по словесной инструкции ребёнок выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и др.). Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.).
В 12 месяцев ребёнок узнаёт близких по фотографии. По вербальной просьбе взрослого выполняет ранее разученные действия с игрушками. Легко подражает новым слогам. Знает названия нескольких предметов. Понимает значение слова «нельзя» (прекращает действие). Некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер. Ребёнок без показа понимает названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). По вербальной просьбе взрослого отличает предметы по форме (кирпичик от кубика). У него уже имеется избирательное отношение к окружающим.
Ориентация
Все функции складываются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма и окружающей среды. Даже в самом раннем возрасте перцептивные системы дают младенцу достаточно информации.
Формирование нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе развития психических процессов, обеспечивают взаимодействие процессов восприятия и внимания, а также представление внешней среды.
Под способностью к ориентации подразумевается способность определяться во времени и пространстве.
Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.
На раннем этапе постнатального развития, в связи с незрелостью механизмов сенсорного анализа, основной формой целостного реагирования организма во взаимодействии с внешней средой является ориентировочная реакция.
Основным информационным каналом, создающим образ внешнего мира, у человека является зрение. Зрительное восприятие – это сложный системный акт, в котором участвуют периферические и центральные структуры, осуществляющие приём и переработку зрительной информации. Зрительный канал приёма и передачи информации начинает функционировать уже с момента открывания глаз, с первых часов жизни ребёнка в виде многообразных движений глаз, позволяющих ему пока еще не точно осуществлять ориентировку в основных свойствах пространства: локализовать объект в пространстве, осуществлять следящие движения за движущейся фигурой, прослеживать объекты на контрастном фоне. Глазные движения, благодаря наведению глаз на предмет и его удержанию в поле зрения, являются основным проявлением зрительного внимания, способствующего восприятию. После 2-3 месяцев жизни совершенствуется возможность обнаружения неподвижных объектов.
В возрасте 3-х месяцев, по мере развития сенсорных функций, у ребёнка отмечается зрительное сосредоточение в вертикальном положении. Он длительно рассматривает свои ручки, появляются первые ощупывающие движения рук, возникающие при случайном касании предметов. Ребёнок ищет глазами другого ребенка, издающего звуки.
В течение первых месяцев жизни у ребёнка возрастают возможности распознавания лица. На 4-5 месяце жизни возрастает способность дифференцировать выражение лица. Изменения в ориентации лица (анфас, профиль) ребёнок улавливает в 4-5 месяцев. В 4 месяца ребёнок узнает мать или близкого человека. Активно ощупывает и захватывает предметы. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами. Адекватно реагирует на спокойные и плясовые мелодии. Различает желтый и синий цвета. Различает предметы по размеру. У него появляется повышенное внимание к новым предметам. Ребёнок начинает гулить. В возрасте 5 месяцев малыш отличает близких людей от чужих по внешнему виду. Узнает голос матери или близкого человека; различает интонацию голоса.
В 6 месяцев у ребёнка развивается произвольная регуляция движений глаз, что обеспечивает получение пространственной зрительной информации и определяет развитие и совершенствование движений. Ребёнок различает целостные объекты и их отдельные признаки, различает красный и зелёный цвета. Ребёнок способен дифференцировать выражение лица, различает мимику и жесты. Бимануальная коррекция над зрительным контролем. Произносит отдельные слоги без смыслового значения. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Понимает собственное имя.
Во втором полугодии жизни создаются условия для дальнейшего анализа изображений и различения отдельных признаков объекта. В 7 месяцев на вопрос «где?» - находит взглядом предмет, находящийся на постоянном определенном месте (часы, кукла и т.д.), находит несколько предметов на постоянных местах.
В 9 месяцев у ребёнка отмечаются первые проявления произвольности внимания (внимание к исчезнувшему объекту). Ребёнок откликается на свое имя; реагирует на вопрос «где?». Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
В 10 месяцев ребёнок реагирует на просьбу «дай»: находит и дает знакомые предметы. Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Выполняет действия с предметами по просьбе взрослых (открывание, закрывание и т.д.). Находит предмет под чашкой. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по словесной просьбе взрослого находит, дает любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи, все машины, часы и пр.). Произносит первые слова-обозначения («дай», «мама», «би-би»). Знает 2-3 слова из 2 слогов. Радуется приходу других детей. Отмечается изобретательное отношение к другим детям.
В 12 месяцев у ребенка отмечается константность восприятия формы предмета и активное зрительное обследование обстановки. Он узнаёт близких по фотографии. Ребёнок без показа понимает названия нескольких предметов, действий, имена детей и взрослых, выполняет отдельные поручения (принеси, найди, отдай кому-то, положи на место и пр.). По вербальной просьбе взрослого отличает предметы по форме (кирпичик от кубика). Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. Ребёнок начинает ориентироваться в пространстве: показывает указательным пальцем в указанное направление.
Самообслуживание
Способность к самообслуживанию – важнейшая категория жизнедеятельности человека, предполагающая его физическую независимость в окружающей среде. Этот раздел жизнедеятельности относится к осуществлению заботы о себе, способности мытья и вытирания, ухода за своим телом и его частями, одеванию и раздеванию, приёму пищи и питья, заботе о своём здоровье, выполнению повседневной бытовой деятельности.
Ограничение способности к самообслуживанию у ребенка может выражаться в ограничении заниматься обычной деятельностью, т.е. занимать свое время общепринятыми способами, обычными для ребенка данного пола, возраста и культуры, а также в ограничении участия во всех видах повседневной активности наравне со сверстниками, в частности, уборке постели, комнаты, пользовании бытовыми приборами, туалетом, умывании, одевании, чистке зубов, хождении в магазин, в детский сад, школу, занятии спортом, приёме пищи и питья, управлении физиологическими отправлениями, соблюдении личной гигиены, пользовании общественным транспортом.
Способность к самообслуживанию у детей различного возраста во многом зависит от развития у него двигательных навыков, а также развития его психической сферы. Из навыков самообслуживания ребёнок первых трёх месяцев жизни должен самостоятельно хорошо сосать и не иметь нарушений физиологических отправлений.
В 4 месяца появляются первые навыки самообслуживания, когда во время кормления ребёнок придерживает ручками грудь матери или бутылочку.
В 5 месяцев ребенок уже держит бутылочку в руках и способен есть с ложки густую или полу густую пищу. По мере развития двигательных навыков, к 6 месяцам появляется способность есть густую или полу густую пищу с ложки, снимая её губами и пить из чашки или блюдца небольшое количество жидкой пищи.
В 7 месяцев ребёнок пытается, а в 8 месяцев - пьёт из чашки, которую держит взрослый, и ест корочку хлеба, которую держит сам. В этом же возрасте появляются первые навыки одевания – ребёнок стягивает шапку с головы.
В 9 месяцев ребёнок учится пить из чашки, слегка придерживая её ручками. У него формируется навык опрятности: он высаживается взрослым на горшок.
С 10 месяцев при одевании пробует помочь собственными движениями, а к 17 месяцам – активно помогает в процессе одевания и раздевания.
С 11 месяцев ребёнок пытается снимать расстегнутые туфли и хорошо это делает к 15 месяцам.
В 12 месяцев ребёнок самостоятельно берет чашку, держит её ручками и пьёт жидкость. С этого же возраста он подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию и активно участвует в этом к 16 месяцам [24-26].
Способность контролировать своё поведение
Под ограничением контроля над своим поведением понимается нарушение способности человека контролировать в своих действиях, поступках соответствие правовым, нравственным, эстетическим правилам и нормам, официально установленным или сложившимся в данном обществе.
На основе МКФ при определении ограничений жизнедеятельности в категории «Способность контролировать своё поведение» необходимо рассматривать такие составляющие, как «Общие межличностные взаимодействия» и «Специфические межличностные отношения».
Поведенческим показателем восприятия объекта новорождённым являются глазные движения – слежение и фиксация взора. Легче обнаруживаются движущиеся предметы. Глазные движения, благодаря наведению глаз на объект и его удержанию в поле зрения, являются основным проявлением зрительного внимания, способствующего восприятию. Дети с первых дней жизни поворачивают глаза в направлении движущегося предмета. Сначала это слежение осуществляется при плохой согласованности движений обоих глаз, но к месячному возрасту фиксация становится бинокулярной.
Уже в периоде новорождённости ребёнок может реагировать не только на движущийся, но и на неподвижный объект. С рождения до 2-3 месячного возраста внимание обеспечивается наведением на перемещающийся объект и слежением за ним с помощью глазных движений. После 2-3 месяцев жизни у ребёнка появляется способность к запечатлению эталонов увиденных предметов, выделению новизны, сравнению нового со знакомым, появляется способность к дифференцированному восприятию и когнитивному запоминанию. В развитии когнитивных способностей в младенческом возрасте важная роль принадлежит формированию эмоциональной сферы. Появляющийся на 2-3 месяце жизни комплекс положительных эмоциональных реакций («комплекс оживления») стимулирует развитие внимания и информационных процессов.
Важным этапом функционального созревания коры больших полушарий, мозжечка, существенно сказывающимся на поведенческих реакциях и когнитивной деятельности ребёнка, является трёхмесячных возраст. Привлечение внимания к новым предметам способствует более быстрому и чёткому восприятию их, поскольку им адресованы все поведенческие реакции – двигательные (поворот глаз, головы, движения рук) и эмоциональные (улыбка, вокализации), объединяющиеся в «комплексе оживления».
С четырёхмесячного возраста появляются элементы «скрытого внимания», за счёт которого в шестимесячном возрасте облегчается восприятие новых объектов. Облегчению восприятия способствует также эмоциональная активация. Процессы восприятия и внимания тесно взаимодействуют друг с другом. Внимание облегчает восприятие информации, а возможность анализировать информацию внешнего мира создаёт условия для привлечения и поддержания внимания. Это обеспечивает нарастающее развитие познавательной деятельности ребёнка.
Во втором полугодии жизни появляются элементы произвольности в поведении ребёнка, возникают проявления произвольного направленного внимания (ожидание появления исчезнувшего из поля зрения привлекательного предмета), появляется возможность начальных форм обобщения и абстрагирования.
На базе развивающихся механизмов восприятия, внимания, эмоциональной сферы формируется речевая функция. Речь как коммуникативная функция созревает в процессе общения ребёнка с взрослым. Уже на первой неделе жизни обращение к ребёнку, особенно с негромкой медленной речью, приводит к успокоению и постепенному переходу к попыткам подражательных реакций, возникающих на фоне эмоционального возбуждения – гулению. При этом начинают развиваться соответствующие артикуляционные механизмы будущей речи. Подражание взрослому сочетается с повторениями собственных звуков. Максимальный период гуления приходится на 4-6 месяцев и плавно переходит в лепет, когда ребёнок начинает подолгу произносить различные слоги самопроизвольно и подражательно. Начиная со второго полугодия жизни под влиянием эмоционального общения ребёнка с взрослым, развиваются коммуникативные способности, понимание речи и познавательные функции. Ребёнок, показывая предмет, пытается его называть. Формируются первые речевые реакции. К году активный словарь ребёнка содержит от 10 до 15 слов.