В статье представлены результаты обзора отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению проблем обучения детей-инвалидов в России и в Европе. Были предприняты поиски исследований, изучающих прямую связь между образованием и инвалидностью детей. Результаты показывают сильное присутствие исследований из англоязычных стран. Статьи публиковались в основном не в образовательных журналах. Описывается система образования в Англии, различия в успехах образования детей-инвалидов и учащихся, не имеющих инвалидности. Показаны первичные и вторичные эффекты инвалидности, которые определяют дисбаланс успеваемости среди учащихся с инвалидностью и не инвалидов, а также влиянию стигмы на образовательный маршрут и траекторию жизненного пути инвалидов. Представлены критерии, определяющие способность к обучению в соответствии с российским законодательством, а также раздел «обучение и применение знаний» Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Приведена статистика инклюзивного и специального образования, предоставляющая сведения о количестве детей-инвалидов школьного возраста в России на 2020 г., из которой следует, что основную часть детей с ограничениями жизнедеятельности, интегрируемых в общеобразовательную школу, составляют преимущественно обучающиеся средних и старших классов. Показано существующее в России разделение на 8 видов специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с группами заболеваний детей школьного возраста. Заключение. Необходимо изучать связь образовательного процесса с детской инвалидностью для оптимизации интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь.
http://DOI: 10.20953/1817-7646-2021-4-106-114