Учебное пособие рассказывает об основах цифровой грамотности и кибербезопасности.
Цифровая грамотность является основой продуктивного и безопасного использования цифровых технологий для решения практических задач в условиях всеобщей цифровизации и цифровой трансформация образования. Отсутствие цифровой грамотности создает угрозу для физического и психологического здоровья, социального благополучия личности, ограничивает человека в реализации гражданских прав, получения государственных услуг, онлайн-коммуникации и совместной работы, подвергает опасностям кибермошенничества, нарушения информационной безопасности.
Информатика как учебная дисциплина обладает широким дидактическим потенциалом в сфере формирования цифровой грамотности. Однако содержание информатики требует своей модернизации в аспекте цифровой составляющей.
Авторы учебного пособия предлагают дополнить школьный курс информатики новым разделом «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», содержание которого представлено в этом издании. Представленные материалы устанавливают логическую связь между компонентами цифровой грамотности и содержательными линиями школьного курса информатики.
В пособии представлено семь разделов, каждый из которых соответствует определенной области цифровой грамотности.
В первом разделе освещаются вопросы основ аппаратного и программного обеспечения. Формируется представление о многообразии цифровых устройств, об их характеристиках, функционале и общих принципах работы, готовность применять на практике современные цифровые технологии.
Главной задачей второго раздела является развитие умений формулировать информационную потребность, быстро и эффективно находить необходимую информацию в сети Интернете, сравнивать и объединять различные типы информации, идентифицировать, находить, извлекать, хранить, передавать, систематизировать и анализировать цифровую информацию, оценивать ее актуальность и цель, объективность и полезность; формулировать выводы о каком-либо факте и принимать взвешенное решение на основе критического анализа надежности и достоверности источника информации.
Третий раздел имеет целью формирование представления об особенностях интернет-коммуникации, способствует развитию умений выбора оптимальных способов совместного использования цифровых технологий для удовлетворения личных и общественных интересов, достижения полезных и продуктивных результатов онлайн-общения, совместной деятельности в составе сетевой группы в соответствии с новыми возможностями, предоставляемые новыми цифровыми технологическими инновациями.
Четвертый раздел направлен на развитие умений создания и редактирования качественного цифрового контента в различных форматах с использованием доступных цифровых инструментов и сред.
Пятый раздел обеспечивает возможность прогнозирования рисков социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве; способствует формированию ответственного отношения к управлению личным присутствием в сети, управлению своей безопасностью, благополучием, формирование представления о позитивном и негативном воздействии цифровых технологий на человека и общество, распознавание и избегание опасного поведения в цифровой среде.
Шестой раздел способствует принятию обоснованных решений при выборе цифровых средств в соответствии с целями и потребностями человека, обеспечивает выбор актуального цифрового инструментария для обучения и решения проблемных ситуаций в цифровой среде.
Седьмой раздел знакомит с перспективными направлениями, в рамках которых можно овладеть востребованной и интересной профессией, которая актуальна в цифровом обществе.
Учебное пособие по каждому разделу содержит теоретические материалы и практические задания, которые помогут Вам последовательно продвигаться от мотивации к овладению цифровой грамотностью, приобретения цифровых навыков при общем способе выполнения учебных действий и на предметном содержании школьного курса информатики к осмысленному и системному практическому использованию цифровых технологий для решения конкретных практических задач.
https://elibrary.ru/item.asp?id=46991584