Цифровая трансформация образования предполагает комплексную модернизацию различных аспектов образовательного процесса за счет использования потенциала цифровых технологий с ориентацией на достижение количественных и качественных образовательных эффектов. Цифровая образовательная среда позволяет учителю на новом междисциплинарном уровне решать дидактические, методические и организационные задачи, реализовывать учебный процесс, разрабатывать и внедрять образовательные проекты, которые ранее не представлялись возможными к воплощению.
Открытое, информационно насыщенное, высокотехнологичное современное образовательное пространство расширяет возможности создания, поиска, хранения, обмена информацией, диверсифицирует коммуникационные каналы, обеспечивает возможность непрерывного саморазвития и получения каждым качественного образования. Как следствие, наблюдается обновление роли, функций, поведения педагога и обучающихся при взаимодействии. Все это накладывает соответствующий отпечаток на перечень тех жизненных навыков, которыми должно овладеть современное поколение школьников для успешной образовательной и профессиональной деятельности в цифровом пространстве. Одним из таких новых жизненно необходимых навыков в цифровом обществе является цифровая грамотность.
Стратегия создания единого российского цифрового образовательного пространства, переход на обучение в цифровой образовательной среде с использованием функционала различных цифровых образовательных платформ, цифровых образовательных ресурсов и иных цифровых инструментов и сервисов актуализует научное исследование вопросов формирования цифровой грамотности школьников в условиях цифровизации образования.
В монографии ставится и решается научная проблема разработки концептуальной модели понятия «цифровая грамотность», основанной на конкретизации сущности, структуры и процесса развития цифровой грамотности у обучающихся при изучении школьного курса информатики. Структура цифровой грамотности представлена в составе таких ее областей как: основы аппаратного и программного обеспечения, информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, решение проблем, создание цифрового контента, карьерные компетенции. Разработаны компетенции и показатели (индикаторы) уровневой оценки цифровой грамотности школьников с учетом ее межпредметного характера. Определены возможные направления развития содержания школьного курса информатики в эпоху цифровых трансформаций для формирования цифровой грамотности обучающихся. Научно обосновано содержание нового раздела школьного курса информатики «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности», последовательно и систематично демонстрирующего обучающимся вызванные цифровыми инновациями изменения. Сформулированы цифровые компетенции педагога, которым он должен обладать для успешной педагогической деятельности в цифровой образовательной среде.
Сконструированная модель понятия цифровой грамотности с успехом может быть использована для разработки учебно-методических материалов развития цифровой грамотности в образовательных организациях на разных этапах обучения и в системе повышения квалификации педагогов.
https://elibrary.ru/item.asp?id=46991681