Изменения уровня АД и автономной регуляции сердечно-сосудистой системы у учащихся начальной школы в условиях компьютеризации образования

01 декабря 2021 // Наталия Панкова

Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Ковалёва О.И., Лебедева М.А., Хлебникова Н.Н., Черепов А.Б., Носкин Л.А., Карганов М.Ю. // Нейронаука для медицины и психологии: XVII Международный междисциплинарный конгресс. Судак, Крым, Россия; 30 мая – 10 июня 2021 г.: Труды Конгресса / Под ред. Е.В.Лосевой, А.В.Крючковой, Н.А.Логиновой. – Москва: МАКС Пресс, 2021. – С. 294-295.

Были изучены показателей сердечно-сосудистой системы, включая показатели вариабельности сердечного ритма (СР) и артериального давления (АД), у учащихся начальной школы с разным уровнем компьютерной нагрузки.В работу включены результаты 4084 учащихся 1-4-х классов (в возрасте 7-12 лет) из 66 различных образовательных организаций Москвы. Объём урочной и внешкольной компьютерной нагрузки оценивали учителя, на основании требований СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03: 0 баллов – нет нагрузки, 1 балл – соответствие гигиеническим нормативам, 2 балла – двукратное превышение требований, 3 балла – превышение нормативов в 3 и более раза. Физиологические обследования проведены методом спироартериокардиоритмографии. Тестирования проходили весной и осенью (независимые выборки). Статистическую обработку данных проводили с использованием непараметрических критериев. Мы не обнаружили корреляционных связей показателей сердечно-сосудистой системы с уровнем внешкольной и обшей компьютерной нагрузкой, тогда как ряд показателей оказался связан с временем, проводимым за компьютерами в школе. Выявлено, что использование компьютеров в урочное время в пределах гигиенических нормативов сопровождается повышением в границах нормы величины систолического АД у девочек в конце 2-го и 4-го классов (n=52, 108 [94; 115] мм рт. ст. vs n=68, 95 [83; 110]); n=205, 110 [102; 118] vs n=135, 106 [94; 116] соответственно), у мальчиков – в начале и в конце 4-го класса (n=90, 110 [101; 117] vs n=14, 99 [92; 109]); n=22, 111 [105; 116] vs n=20, 96 [80; 114] соответственно). Превышение гигиенических нормативов в 2 раза не оказывает дополнительного влияния на уровень АД, однако провоцирует сдвиги в функционировании систем автономной регуляции. Более чувствительными к влиянию данного средового фактора оказались мальчики. У них паттерн сезонной изменчивости общей мощности спектра вариабельности СР (TP) изменяется на противоположный по сравнению с таковым у детей, не использующих компьютеры в школе: значения TP становятся более высокими в весенних обследованиях. В 4-м классе данный процесс сопровождается повышением величины чувствительности спонтанного артериального барорефлекса и снижением относительной мощности диапазона LF в спектре вариабельности систолического АД. Превышений гигиенических нормативов в 3 и более раза в нашей работе не было. Описанные сдвиги, по нашему мнению, отражают развитие адаптивного ответа в организме детей в ответ на изменение образовательной среды. (Грант РФФИ 19-29-14104 мк).

http://brainres.ru/work/Sudak_2021_17_CongressProceeding_electron_version.pdf#page=295

Файлы
  1. наши тезисы_ум.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon