Зависимость точностных и скоростных показателей психомоторики при работе руками у младших школьников от уровня компьютерной нагрузки

01 декабря 2021 // Наталия Панкова

Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Ковалёва О.И., Лебедева М.А., Хлебникова Н.Н., Черепов А.Б., Носкин Л.А., Карганов М.Ю. // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11. – № 3. – С. 142-160. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2103.08

Проблема и цель. Внедряемые в последние годы в систему образования средства и методы компьютеризированного обучения изменяют отношение к письму ручкой – дети всё чаще работают с клавиатурой. Это актуализирует исследования по выявлению возможного влияния такого вида учебной деятельности на показатели психомоторики. Целью данного исследования стало изучение точностных и скоростных показателей психомоторной координации при работе руками у учащихся начальной школы в зависимости от уровня компьютерной нагрузки.

Методология. Проведено обследование 4205 учащихся 1-4-х классов из 66 образовательных организаций г. Москвы (5 учебных лет, тестирования в октябре и марте-апреле; все выборки было независимыми). Оценивали: показатели психомоторной координации (скорость, точность и плавность движений) при выполнении двигательного теста на приборе «компьютерный измеритель движений» (КИД). Объём урочной и внешкольной компьютерной нагрузки оценивали учителя, на основании требований СанПиН: 0 баллов – нет нагрузки, 1 балл – соответствие требованиям СанПиН, 2 балла – двукратное превышение требований, 3 балла – превышение требований в 3 и более раза. Статистическую обработку данных проводили с использованием непараметрических критериев. 

Результаты. Обнаружено, что у учащихся начальной школы существует связь между общим (школьным и внешкольным) уровнем компьютерной нагрузки и показателями психомоторной координации. Наиболее явные различия в показателях психомоторики обнаружены в самом начале школьного обучения – в октябре, в 1-м классе: у детей с минимальным уровнем компьютерной нагрузки показатели скорости и точности были наихудшими. Скоростные показатели психомоторики в группах детей (особенно мальчиков) с высокой компьютерной нагрузкой имеют сезонную вариабельность в виде улучшения к концу учебного года. Точностные показатели психомоторики, наоборот, при повышении уровня общей компьютерной нагрузки, теряют вариабельность, и снижаются. Плавность движений от уровня компьютерной нагрузки не зависела. 

Заключение. Выявленные изменения в психомоторике у учащихся начальной школы при активном использовании компьютеров можно рассматривать как позитивный адаптивный ответ, в виде формирования новых двигательных навыков.

http://en.sciforedu.ru/article/5141

Файлы
  1. 17_pankova_3-21 RU.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon