Сезонная вариабельность возрастной динамики показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся начальной школы.

12 мая 2020 // Наталия Панкова

Проведен мониторинг показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся с 1-го по 5-й класс, с тестированиями в апреле и октябре. Выявлено, что для систолического артериального давления и спектральных показателей его вариабельности характерен ускоренный прирост величин за зимний период (учебный год). Для отношения LF/HF спектра вариабельности сердечного ритма, наоборот, возрастание происходило за летний период.

Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Сезонная вариабельность возрастной динамики показателей сердечно-сосудистой системы у учащихся начальной школы // Агаджаняновские чтения (Aghajanian’s Reading). Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 16–18 апреля 2020 г. – Москва: РУДН, 2020. – С. 160-161. Выполненные нами ранее мониторинговые исследования сердечно-сосудистой системы учащихся 5-10 классов [1] показали, что для ряда её параметров характерна сезонная вариабельность (по усреднённым данным). Так, в весенних тестированиях мы отметили обратимое (к осени) снижение систолического артериального давления (АДс), и, наоборот, возрастание частоты сердечных сокращений (ЧСС). В данном исследовании мы изучили динамику показателей сердечно-сосудистой системы, регистрируемых методом спироартериокардиоритмографии [2], у одних и тех же детей с 1-го по 5-й класс. Тестирования проводили в октябре и апреле. Оценивали степень изменения (в %) параметров за временной интервал: от весны (в) к осени (о), или от осени к весне. Мы обнаружили, что за время обучения в начальной школе у детей происходит снижение ЧСС при возрастании общей мощности спектра вариабельности сердечного ритма, рост максимальных величин АДс, и рост показателей сердечной производительности. При этом статистически значимые сезонные колебания у большинства изученных показателей отсутствуют. Исключением стало отношение LF/HF спектра вариабельности сердечного ритма и АДс. Выявлено, что величины отношения LF/HF были наибольшими во всех осенних тестированиях. При этом у мальчиков степень изменения показателя за периоды «в-о» (возрастание) и «о-в» (снижение) была статистически значимой в 3-м и 4-м классах (9-10 лет). Уровень АДс, наоборот, возрастал за учебный год, к весенним тестированиям (период «о-в»), наиболее выраженно – у мальчиков, и по показателю максимальной величины АДс (за 2-минутную регистрацию). Однако сезонные колебания АДс были отмечены только за период от окончания 2-го класса по начало 5-го класса (от в-2 до о-5). В более раннем возрасте сдвиги имели противоположное направление, в более позднем – отсутствовали. Полученные нами данные по результатам мониторинга учащихся начальной школы не совпали с теми, что были описаны ранее для старших школьников [1]. Причины такого несовпадения могут быть как методическими (оценка разных данных – усреднённых величин в независимых выборках, или степени изменения у одних и тех же детей), так и отражать реальное состояние проблемы. Выявленные сезонные колебания показателей сердечно-сосудистой системы, по нашему мнению, отражают интерференцию, как минимум, трёх процессов: 1 – онтогенетического развития и функционального созревания разных систем организма детей, 2 – хронобиологических закономерностей, 3 – адаптации к факторам образовательной среды. Все три процесса происходят одновременно, и вычленить действие каждого из них – задача крайне сложная. Мы можем предположить, что противоположность направления сезонных изменений АДс у учащихся основной [1] и начальной школы (данное исследование) отражает разную степень зрелости автономной регуляции сердечно-сосудистой системы. Однако исключить влияние школьной среды можно будет только при дальнейшем мониторинге детей, перешедших из начальной школы в общую. Работа поддержана грантом РФФИ 19-29-14104 мк. Список литературы: 1. Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Обратимые изменения в сердечно-сосудистой системе организма учащихся, индуцируемые образовательной средой. Валеология. 2009; 2: 54-59. 2. Панкова Н.Б. и др. Спироартериокардиоритмография – новый метод изучения состояния сердечно-сосудистой системы. Патогенез. 2003; 1(2): 84-88.

https://cloud.mail.ru/public/3QYD/5fPnByehi

Файлы
  1. наши тезисы.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon