Панкова Н.Б., Лебедева М.А., Носкин Л.А., Хлебникова Н.Н., Карганов М.Ю. Влияние разных объёмов компьютерной нагрузки на латентные периоды простой сенсомоторной реакции у младших школьников // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – № 2. – С. 112-122. DOI: https://doi.org/10.14529/jpps200210 Обоснование. Цифровизация образовательной среды актуализирует мониторинговые исследования по оценке влияния компьютерных технологий на функциональное состояние организма детей – на когнитивные возможности и их соматическое обеспечение («цену адаптации»). Цель: изучение влияния уровня компьютерной нагрузки на показатели сенсомоторной реактивности у учащихся начальной школы. Материалы и методы. Проанализированы данные, полученные в школах Москвы в 2006-2011 гг. Обследования проводили дважды в год (октябрь, март-апрель), в 66 различных образовательных организациях. Всего в исследование включены данные по 4205 учащихся 1-4-х классов. Для оценки латентных периодов (ЛП) простых сенсомоторных реакций на световой (С) и звуковой (З) стимулы использовали приборный комплекс «компьютерный измеритель движений» (КИД, или УПДМ-1). Также для анализа было использовано соотношение ЛПЗ/ЛПС. Результаты. Обнаружено, что существует корреляционная связь между ЛП (как ЛПС, так и ЛПЗ) и общим (урочным и внешкольным) уровнем компьютерной нагрузки. Она различна у девочек и мальчиков, различна в разные сезоны, и различна (противоположна) для ЛПС и ЛПЗ. Выявлено, что сверхнормативные компьютерные нагрузки (превышающие требования СанПиН в 3 и более раз) усиливают сезонную вариабельность ЛПС в виде возрастания данного показателя в весенних тестированиях, в большей степени – у девочек, в 3-4-м классах. Однако под влиянием высоких компьютерных нагрузок изменяется и соотношение ЛПЗ/ЛПС – формируется сезонная вариабельность в виде снижения данного показателя в весенних тестированиях, в большей степени – у мальчиков, в 3-4-м классах. Заключение. Полученные данные свидетельствуют о неоднозначности влияния высоких компьютерных нагрузок на сенсомоторную реактивность. С одной стороны – это явные признаки развития у детей за учебный год утомления, что требует компенсации методами здоровьесберегающего образования. С другой – формирование за учебный год нового навыка, который желательно распространить и на летний период.
https://elibrary.ru/item.asp?id=43145532