В лекции рассмотрены общие представления об адаптации, основанные на классических работах Г. Селье, Ф.З. Меерсона, Н.А. Агаджаняна, а также особенности адаптивного ответа развивающегося организма. Отдельно проанализированы механизмы адаптивного ответа организма детей на факторы образовательной среды.
Панкова Н.Б. Механизмы срочной и долговременной адаптации // Патогенез. – 2020. – Т. 18. – № 3. – С. 77-86. DOI: https://doi.org/10.25557/2310-0435.2020.03.77-86
В лекции рассмотрены общие представления об адаптации, основанные на классических работах Г. Селье, Ф.З. Меерсона, Н.А. Агаджаняна, а также особенности адаптивного ответа развивающегося организма. Рассмотрены механизмы срочной адаптации как мобилизации функциональных резервов организма. В качестве одного из механизмов долговременной адаптации представлена эпигенетическая регуляция, которая позволяет выбрать и реализовать программу экспрессии генов – в соответствии с этапом онтогенетического развития, или средовым окружением. В качестве ещё одного механизма долговременной адаптации рассмотрено воздействие на генетический материал. Приведены примеры формирования адаптивного ответа организма на физико-химические и климатогеографические стрессорные факторы. Отдельно проанализированы механизмы адаптивного ответа организма детей на факторы образовательной среды.
Ключевые слова: стресс; срочная адаптация; долговременная адаптация; функциональные резервы; эпигенетика; геном; образовательная среда.
http://pathogenesis.pro/index.php/pathogenesis/article/view/363