Конференция организована под руководством Солдатовой Галины в рамках проекта РФФИ совместно с факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Фондом Развития Интернет, Школой антропологии будущего РАНХиГС и Центром мониторинга рисков и социально-психологической помощи ИПР АСОУ, Российской ассоциации электронных коммуникаций при поддержке Министерства образования Московской области.
Конференция открывает неделю безопасного Интернета в России в 2021 году, которая является официальной частью цикла мероприятий, приуроченных к Международному Дню безопасного интернета (Safer Internet Day), учреждённого в 2004 году Европейской комиссией.
Цель конференции – обсуждение теоретических и прикладных вопросов, связанных с проблемами цифровой социализации, безопасности цифрового детства и цифровизации образования, профилактики столкновения с онлайн-рисками и методами повышения цифровой компетентности у детей, подростков и взрослых.
С приветственным словом выступили Антонова Лидия Николаевна, член комитета Государственной думы по образованию и науке, академик РАО, Зинченко Юрий Петрович, президент РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Бронштейн Илья Михайлович, первый заместитель министра образования Московской области, Лубский Андрей Александрович, и.о. ректора Академии социального управления, кандидат экономических наук, подчеркнув значимость мероприятия и пожелав участникам конференции плодотворной работы.
В пленарной части конференции выступили ведущие специалисты в вопросах влиянии непрерывного процесса цифровой трансформации на детей и подростков:
Асмолов Александр Григорьевич, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы Антропологии Будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, академик РАО, сконцентрировался на поиске путей диалога с подрастающим поколением в образовании с учётом межпоколенческого разрыва, выступив с докладом «Гадкие лебеди» Стругацких как антиутопия образования будущего: межпоколенческий дефолт»..
Солдатова Галина Владимировна, директор Фонда Развития Интернет, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, начальник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, ведущий научный сотрудник Школы Антропологии Будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, представила новый взгляд на данные многолетних исследований цифровой социализации детей и подростков через призму концепции новой нормальности.
Семенов Алексей Львович, директор Института кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга РАН, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, в своём докладе представил проект РФФИ «Цифровая трансформация российской школы» и рассказал о разрабатываемой «Хартии цифрового пути школы».
Тхостов Александр Шамилевич, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, вызвал множества комментариев своим выступлением о доверии к информационному пространству в условиях пандемии.
Парфентьев Урван Урванович, координатор центра безопасного интернета РОЦИТ, кандидат политических наук, традиционно рассказал участникам о новых задачах в вопросах безопасности контента и о последних разработках в данной области.
Дозорцева Елена Георгиевна, руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, доктор психологических наук, подняла в своём выступлении сложную тему кибергруминга и современного состояния решения проблемы защиты детей и подростков.
Сергоманов Павел Аркадьевич, руководитель направления Дивизион «Цифровые платформы образования» ПАО Сбербанк, кандидат психологических наук, представил в своём выступлении возможные пути диалога взрослых и детей в онлайн-пространстве и за его пределами.
Участникам конференции предлагалось ответить на вопросы от спикеров, чтобы порассуждать о теме доклада. Результаты опроса были представлены в ходе конференции, и таким образом спикер мог получить интерактивную обратную связь от аудитории.
Во второй части конференции психологи и специалисты в области кибербезопасности провели мастер-классы, охватив вопросы повышения цифровой компетентности и цифровой культуры детей и подростков, а также представили существующие программы и методические пособия Фонда Развития Интернет для работников образования. Мастер-классы стали площадкой для общения и обмена мнениями участников мероприятия.
Чигарькова Светлана Вячеславна, младший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, провела мастер-класс, посвящённый проблемам киберагрессии в онлайн-общении и способам формирования у подростков позитивных стратегий совладания с различными ее видами.
Теславская Оксана Игоревна, научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи Института Педагогический Рискологии АСОУ, в своём мастер-классе рассказала о поколении Альфа и дала рекомендации о том, как построить с ними конструктивный диалог.
Илюхина Светлана Николаевна, психолог Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи Института Педагогический Рискологии АСОУ, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет, представила мастер-класс на основе данных исследования аутодеструктивного онлайн-поведения, акцентировав внимание слушателей на способах профилактики
Программа конференции доступна по ссылке: https://clck.ru/T6me8
Запись трансляции пленарной части конференции доступна по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=F8bzex1np9g
https://www.youtube.com/watch?v=F8bzex1np9g