История 3. Н.А. Некрасов
В детской жизни Николая Алексеевича Некрасова было множество ситуаций, которые не только повлияли на его становление как поэта, но определили острую социальную направленность его произведений. Эти ситуации интересны исследователям тем, что в них импрессинг мог сочетаться с психологической травмой, настолько тяжелыми для тонко чувствующего мальчика были полученные впечатления.
Одна из таких ситуаций известна большинству из нас со школьных лет: это первая встреча будущего поэта с бурлаками. Мальчик был потрясен до глубины души: крики и стоны бурлаков испугали, оглушили его [В.В. Жданов. Некрасов]. «Без шапки, бледный, чуть живой лишь поздно вечером домой я воротился. …И во сне о том, что рассказали мне, я бредил» [Н.А. Некрасов. На Волге].
Эта история произошла в один из самых чувствительных для импрессинга возрастных периодов развития – в младшем подростковом. Однако эмоционально напряженные ситуации, связанные с простым народом, их жизнью и страданиями, возникали в жизни Некрасова с раннего детства. Будущий поэт обладал очень хорошей памятью (большинство же импрессингов, происходящих в этом возрасте, забываются, сохраняя при этом способность влиять на мышление и поведение уже взрослого человека).
Один из таких случаев произошел, когда Некрасову было три-четыре года. Повзрослев, он сомневался в достоверности своих воспоминаний, но мать подтвердила их. Мальчик навсегда запомнил, как его мать говорила с маленьким пастухом и дала тому несколько грошей [Автобиографические наброски, воспоминания и заметки Некрасова]. Впечатление закрепилось еще и потому, что добросердечное отношение матери Некрасова к крестьянам резко контрастировало с суровым отношением к ним отца. Отец был груб не только с крестьянами, но и со своими домашними, в том числе с женой и сыном. Впоследствии поэт вспоминал, как часто они вместе с матерью плакали, обнявшись, где-нибудь в укромном уголке дома.
Отец был недоволен и тем, как жена воспитывает сына, и тем, что тот сочувствует и тянется к крестьянам. Но, несмотря на суровые отцовские запреты, маленький Некрасов снова и снова убегал играть с крестьянскими мальчишками, пробираясь через отверстие в заборе [В.В. Жданов. Некрасов]. Зимой он играл с ними в снежки и катался на санках, летом – собирал грибы, купался, ловил рыбу, слушал рассказы рыбаков.
Детство и подростковый возраст Некрасова — пример того, что импрессинги определяют дальнейшее поведение человека и результаты их зачастую необратимы. Впечатления Некрасова-ребенка от общения с крестьянами довольно скоро возымели свои результаты: уже в пятнадцать лет, сформировав определенные воззрения на крепостной произвол, он отказался есть хлеб, добытый рабским трудом [Автобиографические наброски, воспоминания и заметки Некрасова].
По материалам статьи Е.В. Викторовой «Социокультурные характеристики импрессинга: биографические нарративы», опубликованной в иллюстрированном научно-популярном журнале «Человек» (Российская Академия Наук, 2017, №2).