Представленная концепция импринтинга и импрессинга как скрытых социальных механизмов взаимодействий индивида, семьи и общества, в определенных условиях обусловливающих возникновение между ними конфликтов, основывается на теоретическом и эмпирическом исследованиях.
Теоретическую основу исследования составили научные труды, в которых рассматривается феномен импринтинга/импрессинга на микро- и макроуровнях его функционирования: как механизм формирования ценностных – моральных, политических и др. – установок личности
(М. Перельман, В.Н. Сагатовский), как социальный пусковой механизм наследственно обусловленных творческих способностей личности (Г. Селье,
В.П. Эфроимсон), как структурный компонент социализации
(И.А. Шмерлина), как механизм формирования общественного сознания и манипулирования им (Т. Лири, Э. Морэн), как социальный феномен в целом
(Н.Б. Оконская).
Термины «импринтинг» и «импрессинг» зачастую используются как синонимичные, однако анализ их научного применения позволяет обнаружить между ними существенные различия. Под импринтингом (социальным импринтингом), понимается фиксация (запечатление) определенной информации в памяти, происходящая преимущественно на ранних этапах жизни индивида, следствием которой является устойчивая склонность человека к определенным образцам социального поведения. Не случайно импринтинг рассматривается прежде всего в контексте социального научения. Импрессинг предполагает впечатление, полученное в результате информационного воздействия на личность в критические (не только ранние, но и подростково-юношеские) периоды онтогенеза, следствием которого выступает формирование устойчивых ценностных ориентиров и стремления к определенным видам деятельности. Импрессинг ассоциируется с активированием способностей личности к творчеству и его конкретным видам.
Социальный импринтинг может приводить к социально положительным последствиям, а импрессинг – даже к социально значимым. Конфликтогенные риски в данном случае обнаруживаются в том, что последствия данных феноменов могут быть и негативными.
Экспериментальное исследование импринтинга и импрессинга как механизмов первичной социализации позволяет говорить о том, что во всем многообразии этих феноменов по источнику их возникновения превалируют те, что пережиты в семье (такие впечатления выявлены у 100% респондентов). Наиболее часто импринтинговыми становятся следующие ситуации: развод родителей, ссоры родителей (родственников), смерть родного человека; импрессинговыми – похвала ребенка со стороны родителей, совместное с родителями времяпровождение (игры, чтение, путешествия и т.п.), значимые семейные события (праздники, торжества, традиции). Как можно заметить, преобладают негативные события, обладающие конфликтогенным потенциалом – приводящие в конечном счете если не к открытым межличностным (детско-родительским) конфликтам, то к внутриличностным. Это связано, во-первых, с высокой значимостью для ребенка ролей, которые исполняют родители, во-вторых, с социально-психологической спецификой межличностных отношений в семье: «тесным», интимным и, как следствие, эмоционально насыщенным взаимодействием.
Тенденция к преобладанию эмоционального аспекта над предметно-информационным в семейной среде детерминирует возрастание вероятности нарушений межличностного общения вплоть до возникновения конфликтов. В качестве примера приведем один из самых ярких маркеров эмоциональной перегруженности семейного общения, приводящей к негативным импринтингам, – речевые высказывания: приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; прямая негативная оценка; высмеивание, навешивание ярлыков; интерпретация поведения, постановка диагноза; расследование, допрос. Этот маркер интересен тем, что непосредственно ассоциируется с еще одной средой, которая изобилует импринтингами и импрессингами подобной природы – образовательной средой.
Импринтинги и импрессинги, возникающие в образовательной среде, особенно в школьной, занимают значительное место среди всех впечатлений детско-подросткового возраста (65,9% респондентов испытали импрессинги в процессе школьного обучения, 22% – профессионального). Кроме того, согласно полученным данным, семейные и школьные импрессинги накладываются друг на друга, усиливая свое действие. Обращает свое внимание значительное число негативных или смешанных впечатлений, полученных в ближайшем социальном окружении, которым в детско-подростковом возрасте являются семья и школа (у 14,6% респондентов воспоминания о значимых событиях детских и подростковых лет оказались положительными; большинство – 42,6% - говорило о том, что среди ярких воспоминаний детства есть как положительные, так и отрицательные; 20,5% пережили, по их словам, «странные, смешанные чувства», «тревожащие душу»; у 8,8% опрошенных воспоминания не вызвали каких-то особенных чувств).
Роль импрессингов и социальных импринтингов в возникновении межличностных и внутриличностных конфликтов в семейной и образовательной среде изучена лишь отчасти. Этим обусловлено продолжение нами эмпирического исследования в данном предметном поле, с учетом, кроме того, и новых реалий общения – цифровых – создающих новые факторы напряжения.