Импрессинг: биографические нарративы. История 2. «Ты моё счастье, ты моя гордость!». С.Т. Аксаков

27 сентября 2020 // Елена Викторова

Л.М. Хайлов. Иллюстрация к произведению С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». 1966 г.
Перед вами вторая история из серии биографических зарисовок, иллюстрирующих феномен импрессинга в жизни выдающихся личностей.

История 2. «Ты моё счастье, ты моя гордость!». С.Т. Аксаков

Детство и отрочество С.Т. Аксакова изобилует историями, впечатления от которых писатель пронесет  через всю жизнь и которые непосредственно повлияют на его творческое становление. Источниками импрессинга в этих историях выступают не только значимые для ребенка лица из ближайшего окружения, но и родные места, их природа. 

Итак, обо всем по порядку…

Одним из значимых лиц, причастных к импрессингу, в ближайшем окружении маленького С.Т. Аксакова стала ключница Пелагея. Благодаря ей, по собственному признанию  писателя, появился в дальнейшем “Аленький цветочек”. Пелагея знала огромное число сказок, которыми в долгие зимние вечера заслушивался мальчик. “Образ здоровой, свежей и дородной сказочницы, с веретеном в руках за гребнем, неизгладимо врезался в мое воображение, и если бы я был живописец, то написал бы ее сию минуту как живую” [Аксаков С.Т. Воспоминания]».

Болезненный и ранимый мальчик был сильно привязан ко всему, что связывало его с «милым Аксаковом» - к любви матери, сказкам Пелагеи, дорогим сердцу местам… 

Детские впечатления Аксакова довольно быстро давали свой результат и, мгновенно возникнув, стремление живописать всякий раз незамедлительно воплощалось в действие. Десятилетний Аксаков ведет тетрадку, где описывает жизнь известных ему зверей, птиц и рыб, а будучи пятнадцатилетним, он со своим другом издает рукописный “Журнал наших занятий”.

Будущий писатель пережил в детстве серию импрессингов, источником которых стала природа. «Один из них, довольно мощный по эмоциональному накалу произошел в девять лет, когда тяжело заболевшего мальчика везли из казанской гимназии в родное Аксаково: “Не берусь передать, что чувствовало мое сердце, когда я увидел милое мое Аксаково! Нет слов на языке человеческом для выражения таких чувств! Во все течение моей жизни я продолжал испытывать, приближаясь к Аксакову, подобные ощущения… Несколько раз я чувствовал стеснение в груди и готов был упасть…” [Аксаков С.Т. Воспоминания]. Сердце будущего писателя рвалось к любимым местам. “Ему не терпелось поскорее побывать на острове, окруженном с двух сторон старицей Бугуруслана… Ему любо постоять у каждого дерева… Отовсюду неслись птичий свист, писк, чириканье, щебетанье…” [Лобанов М.П. Аксаков].

Но главным человеком в становлении его неумолимого творческого стремления стала, по признанию самого С.Т. Аксакова, горячо любимая мать. Это разлуку с ней он переживал так тяжело, что заболел и был немедленно возвращен из гимназии домой. К ней он так стремился всей душой. Рядом с ней сформировалась в нем и любовь к чтению.

«Уже будучи взрослым, писатель с благоговением вспоминал свою “блаженную жизнь подле матери”, которой “всегда с новым удовольствием” читал вслух свои любимые книжки, декламировал стихи. Именно для матери, хотя и страшно боясь предстоящей разлуки с ней, девятилетний Аксаков готовился к вступительным испытаниям в гимназию: совершенствовался в чтении, написании прописей: “Все это я делал… единственно для нее. Она сказала мне, что сгорит со стыда, если меня не похвалят на экзамене… что она уверена в моих отличных успехах, — этого было довольно” [Аксаков С.Т. Воспоминания].

Описание серии импрессингов, связанных с матерью, в жизни будущего писателя можно завершить, упомянув и ситуацию, когда Аксаков блестяще выдержал экзамены, особенно поразив экзаменаторов изяществом в чтении. Детское впечатление было настолько сильным, что сопровождало писателя всю жизнь: «Мать устремила на меня взгляд, выражение которого я не забуду, если проживу еще сто лет. Она обняла меня и сказала: “Ты мое счастье, ты моя гордость!”» [Аксаков С.Т. Воспоминания]». 

По материалам статьи Е.В. Викторовой «Социокультурные характеристики импрессинга: биографические нарративы», опубликованной в иллюстрированном научно-популярном журнале «Человек» (Российская Академия Наук, 2017, №2). 

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon