Вступительное слово
Эта публикация – первая в серии коротких публикаций, содержащих примеры импрессинга в жизни выдающихся личностей. Биографический анализ не запланирован нами в проекте, поскольку последний посвящен иному аспекту функционирования импрессинга и подразумевает применение иных методов. Но мы надеемся, что результаты наших биографических изысканий окажутся интересными и полезными для понимания объекта исследования.
Описание импрессингов в жизни личностей, чей талант уже раскрыт, реализован и признан не одним поколением, — необходимый и важный шаг в исследовании этого уникального феномена, поскольку его эмпирическое изучение считается проблематичным, воспитательный потенциал — высоким, а применение — перспективным.
Представленную серию публикаций мы неслучайно объединили названием «Биографические нарративы». В ней мы описываем импрессинговые ситуации, не подвергая их глубинному анализу, а предоставляя возможность читателю погрузиться в атмосферу детства талантов и гениев, где они пережили те моменты, впечатления от которых оказались очень сильными и значимыми в дальнейшем творческом становлении. Итак, начинаем наши биографические нарративы.
История 1. И.С. Тургенев.
«Одним из основных источников импрессинга… является общение с представителями ближайшего социального окружения, которые выполняют функцию трансляторов социокультурных ценностей. Любое впечатление от общения в силу стечения обстоятельств может обрести для ребенка исключительную значимость, любой человек из окружения в любой момент может стать причастным к импрессингу, даже не ставя перед собой такой цели и, более того, не осознавая этого….
В жизни маленького Тургенева импрессинговых ситуаций было несколько и каждая из них способствовала устойчивому интересу к литературному творчеству.
В раннем детстве это чтение стихов в потаенных уголках парка с одним из дворовых... Детское общение с крепостным Леонтием Серебряковым, “страстным поклонником поэзии”, стало решающим для активизации литературных способностей И.С. Тургенева [Тургенев И.С. Автобиография]. Сам Тургенев, позиционировавший свои произведения как автобиографические, в повести “Пунин и Бабурин” пишет о невозможности передать словами чувства, которые он испытывал, когда этот простой и такой важный в его жизни человек, “словно сказочный пустынник или добрый дух” [Тургенев И.С. Пунин и Бабурин], появлялся перед ним с новой книжкой и уводил с собой в сад, где их чтению никто не мог помешать….
…Затем — яркие впечатления от встречи с В.А. Жуковским, когда знаменитый поэт приезжал в Спасское и в домашнем спектакле играл роль волшебника.
А в возрасте восьми лет — сильнейший импрессинг — похищение с Серебряковым книг из семейной библиотеки. Впечатления от того важного в жизни писателя происшествия сам Тургенев подробно и ярко описал в уже упомянутой повести “Пунин и Бабурин”: “И вот удалось нам уйти незамеченными… вот мы сидим уже рядком, вот уже и книга медленно раскрывается, издавая резкий, для меня тогда неизъяснимо приятный запах плесени и старья!..” [Тургенев И.С. Пунин и Бабурин]…
Импрессинг — это не только ситуации непосредственного общения, но и наблюдения за чем-либо. У маленького Тургенева обнаруживаем совсем не редкие в жизни детей дворян наблюдения за сценами несправедливости и насилия. Одно из них особо затронуло мальчика: тому довелось увидеть жестокое и несправедливое наказание, которому по распоряжению своенравной матери Тургенева подвергся его дорогой друг любитель стихов дворовой Серебряков. Ручьи слез, текущие по своим щекам, Тургенев запомнил на всю жизнь [Тургенев И.С. Пунин и Бабурин]».
По материалам статьи Е.В. Викторовой «Социокультурные характеристики импрессинга: биографические нарративы», опубликованной в иллюстрированном научно-популярном журнале «Человек» (Российская Академия Наук, 2017, №2).