Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и трансформации (общий обзор)

19 июля 2021 // Антон Скулачев

Статья о традиционных и цифровых творческих заданиях по литературе. Романичева Е. С. Творческие задания по литературе: от истории к современности, от консервации форм к их развитию и транс- формации (общий обзор) // Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. No 2 (51). С. 198–214.

Во введении к статье автор ставит исследовательский вопрос: в чём причины кризиса, который сегодня переживает «традиционное» сочинение, утратившее свой творческий характер, и есть ли пути выхода из этого кризиса.

Материалы и методы. В процессе поиска ответа на поставленный вопрос автор, используя методы сравнительно-сопоставительного анализа источников, показывает, как отечественные методисты ХХ века решали «проблему сочинения», какие задания предлагали, чтобы текст, написанный учащимися, был оригинальной «репликой» в их диалоге с художественным текстом.

Обзор литературы. Большой объём источников, привлекаемый автором, придаёт этой части статьи характер аналитического обзора. Он призван убедить читателя, что установка на «творческое чтение» (Абакумов) и «творческие сочинения» (Абакумов) была одной из ведущих тенденций в методике ХХ века. В заключение этого раздела сделан вывод о том, что сегодня литературное творчество школьников может и должно быть поддержано с помощью цифровых инструментов. Цифровизация современного литературного образования, в том числе и через включение в учебный процесс творческих заданий нового типа, ‒ условие его развития в ХХI веке. Результаты. В этой части статьи автор перечисляет возможные виды мультимедийных творческих заданий (подкаст, буктрейлер, лонгрид, видеопоэзия и ряд других), показывая, что последние, выполненные с использованием IT-инструментов, есть не отказ от традиционных творческих заданий, а их развитие и трансформация в условиях цифровой среды. Выдвинутый тезис автор иллюстрирует, обращаясь к фанфикшену и показывая, какие традиционные формы творческих заданий предшествовали фанфикам. Автор показывает, что выполнение этих заданий (в отличие от написания «традиционного» сочинения) обретает для школьников ценность и смысл, потому что эти задания отличает конвергентность и партиципаторность. Именно через них происходит вовлечение современных школьников в культуру соучастия, в рамках которой сегодня живут тексты художественной литературы. В заключение этого раздела автор говорит о том, что предложенная им система творческих заданий мультимедийного характера, безусловно, нуждается в обсуждении, экспериментальной проверке и корректировке по её итогам.
В заключение автор, ссылаясь на методистов ХХ века, которые говорили об ученическом творчестве как необходимом условии постижения художественного текста и продуктивном диалоге с ним, обозначает те задачи методической науки, которые стоят перед ней применительно к проблеме, вынесенной в заголовок статьи. К их числу относятся: формирование глоссария терминов, где определены возможные творческие задания мультимедийного характера, и подготовка методических рекомендаций, в которых описаны алгоритм их создания и технология включения в учебный процесс.

Статья создана в рамках проекта №19-29-14155 “Предметная область «литература» и цифровизация школьного образования: от аналогового мышления к трансмедийному творчеству”

https://journal.iro38.ru/files/Romanicheva-51.pdf

Файлы
  1. Romanicheva-51.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon