Романичева Е.С. "Мультимедийное чтение: от «стихийной» практики к школьному анализу художественного произведения"

08 декабря 2022 // Антон Скулачев

Статья Е.С. Романичевой в рамках проекта "Предметная область «литература» и цифровизация школьного образования: от аналогового мышления к трансмедийному творчеству" (опубликована в журнале "Литература в школе", 2022, № 4, с. 86–97).

В статье предпринята попытка описания мультимедийной практики чтения как стихийно осваиваемой современными школьниками в процессе подготовки к уроку литературы. Автор, отталкиваясь от социологических исследований в области подросткового и детского чтения, развеивает миф о том, что современные учащиеся не читают, он утверждает, что их практики чтения, как и сам круг чтения, отличаются от круга чтения старшего поколения. Однако поколенческий разрыв в чтении, который сегодня фиксирует профессиональное сообщество,
не отменяет для современных подростков и молодежи ценности русской классики. Но в процессе получения школьного образования они осваивают ее по-другому, в рамках стихийно сложившейся в их читательском опыте практики мультимедийного чтения. Автор дает краткую характеристику этой читательской практики, в рамках которой ученик как субъект собственной читательской деятельности осваивает текст как с бумажного носителя, так и с помощью доступных ему гаджетов, иными словами, уже на этапе чтения конструирует вторичный текст на основе художественного произведения, и в этом тексте есть как словесная, так и визуальная и аудиальные составляющие. Автор утверждает: именно на основе этой практики чтения сегодня и может быть выстроено изучение художественного произведения, в процессе которого читатель-школьник может осмыслить свою практику. Это произойдет при условии, если в процессе разбора учитель при работе с деталью последовательно обращает школьников к приемам создания как словесного, так и визуального образа. Автор предполагает, что именно такой путь анализа будет наиболее эффективен в общеобразовательных классах, и пунктирно намечает его возможные направления.
В заключение сделан вывод о том, что дает современному школьнику работа с произведением, выстроенная «от» практики мультимедийного чтения.

Файлы
  1. Романичева (2022.4).pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon