Основы функциональной грамотности (часть 3)

02 марта 2021 // Дмитрий Рубашкин

Продолжение серии публикаций, посвященных теме функциональной грамотности в контексте цифровизации начальной школы.

Как формировать функциональную грамотность в учебном процессе

В настоящее время особое внимание уделяется так называемой Международной программе оценки образовательных достижений, известной по латинской аббревиатуре PISA. Ведущий российский эксперт Г.С. Ковалева так формулирует основной вопрос этого исследования: Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?” В этой программе Россия участвует сравнительно недавно, и наши школьники пока что уступают лидерам международной конкуренции. Что же нужно сделать для улучшения позиций в рейтинге? Рассуждая об этом, Г.С. Ковалева выстраивает такую логическую цепочку: Качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов. Качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами.

Сегодня задания PISA по-прежнему непривычны нашим школьникам. Чтобы показывать высокие результаты в этом формате, недостаточно иметь хорошие оценки в предметном обучении. Ценится умение применять свои знания не только в учебных, но и в практических задачах. Многие эксперты отмечают, что предметная подготовка российских школьников подчас заметно выше, чем у зарубежных сверстников, но в то же время наша школа приучила их к тому, что контрольное задание – это всегда проверка знания определенного раздела курса, той или иной темы. Когда же предметный контекст не столь очевиден (отсутствует в условии), наши учащиеся затрудняются найти путь к решению. Другими словами, если им не сообщают, что именно проверяется в конкретном задании, они не справляются со своей задачей, не умея соотнести условие с пройденным учебным материалом.

Полный текст

https://learntolearn.ru/node/204

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon