Чем может быть интересна эта книга разным читателям?
(фрагмент из введения)
Название книги состоит из двух частей. Ключевое слово первой части — «цифровизация». Как и похожие на него «индустриализация», «гуманизация», «реструктуризация» и другие, оно подразумевает процесс. Как бы ни относиться к этому процессу, надо признать его необратимость — раз он уже происходит, то остановить его невозможно. Но на него можно влиять. Об этом шла речь в нашей предыдущей книге.
Любое достаточно масштабное исследование процессов, происходящих в системе образования, содержит ряд результатов, имеющих практическую и/или теоретическую значимость. Данная книга, по мнению авторов, не является исключением. В ней можно найти конкретные разработки, применимые в массовой образовательной практике (например, портфель цифровых практик для ученика начальной школы или рекомендации по методике анализа динамики цифровых компетентностей учащихся начальной школы). Научное исследование может описывать новые явления в образовательной практике или предлагать новый взгляд на известные явления (например, адаптивное управление отношениями в цифровой среде; цифровые компетенции учителя).
Весьма распространены научно-педагогические исследования, отвечающие на вопрос, как надо решать ту или иную педагогическую или управленческую проблему. Но не менее, если не более, важны исследования, объясняющие, почему возникла или почему до сих пор не решена та или иная проблема, выявляющие связи между процессами, происходящими в обществе и в системе образования. Во втором и третьем разделах книги изложены концепции, раскрывающие особенности цифровизации начального образования как процесса, которым можно управлять, если иметь в виду изменения в позициях участников образовательных отношений, которые уже произошли (и их можно только учитывать) и которые происходят (на них можно влиять).
Реализация возможностей цифровизации образования для качественных изменений в системе образования предполагает поиск новых взглядов на методические основы исследования проблем образования. В первом разделе книги система образования рассматривается с двух точек зрения: как динамическая система, обладающая определенной автономностью в рамках социальной макросистемы и постоянно находящаяся в связи с этим в ситуации выбора, и как экосистема, являющаяся фактором благополучия социальной макросистемы. Наверное, книга может быть интересна читателям и тем, что теоретические построения ее авторов и интерпретация полученных эмпирических данных носят дискуссионный характер. Авторы не претендуют на абсолютную истину. Они настаивают на том, что ее надо искать в области отношений.