РФФИ на ММСО-2020
За круглым столом собрались:
Юрий Петрович Зинченко, Президент Российской академии образования;
Дмитрий Викторович Ушаков, Директор Института психологии РАН;
Алексей Львович Семенов, академик РАН и РАО;
Александр Николаевич Архангельский, автор учебников, писатель;
Галина Владимировна Солдатова, заместитель заведующего кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова;
Сергей Александрович Ловягин, заведующий кафедрой STEM в «Хорошколе».
Российская школа в ситуации пандемии внезапно и массово перешла на дистанционное образование, которое и само по себе, а тем более в ситуации его вынужденной тотальности, таит много неизвестного, требующего подробных междисциплинарных исследований. Массовое дистанционное образование невозможно без цифровизации образовательных процессов. Системная цифровизация образования и связанные с ней вопросы здоровьесбережения, дидактики, психологии и др. – предмет междисциплинарных исследований программы «Цифровая трансформация школы» Российского фонда фундаментальных исследований, стартовавшей, как теперь оказалось, ко времени осенью 2019 года.
Каждая из 60 исследовательских групп, отобранных по всероссийскому конкурсу, отвечает за свой сегмент большой Программы. Кроме шестидесяти направлений исследования, Программа содержит в себе и специальную задачу по сборке результатов исследований в единый понятный школе документ-руководство по цифровой трансформации образования в том объеме, который необходим для его осовременивания.
Тому, как видит школу в разрезе цифровизации фундаментальная наука, и был посвящен круглый стол на ММСО-2020.
Юрий Зинченко отметил, что у цифровизации, как у медали, две стороны: с одной стороны, это возможности, а с другой стороны, это риски, которые надо учитывать, уметь прогнозировать и минимизировать. Один из них – деформация традиционных форм социализации ребенка и подростка. Явны противоречия в формировании нашей традиционной и сетевой идентичности. Они находят отражение в новых формах зависимого поведения: это и игровая и интернет-зависимости, новые асоциальные формы поведения (киберагрессия и кибербуллинг); в вовлечении молодежи в асоциальные сообщества, в ксенофобии, экстремизме, терроризме, росте отклонений не только психического, но и физического развития из-за использования гаджетов, анорексии, булимии, нарушениях опорно-двигательного аппарата. Эти отклонения, по мнению ученого, должны стать объектом психологического и научного исследования.
Цифровизация выявила полную или частичную несостоятельность классно-урочной системы и связанную с этим лакуну в подготовке педагогических кадров.
«Переход от бумажных учебников к цифровым средам и создание систем обучающего искусственного интеллекта, с одной стороны, помогают, с другой стороны, создают потенциальную зону некомфорта и повышения тревоги со стороны учителя: каково будет его место в новой цифровой школе? Кто я? Зачем я? Какую функцию я буду выполнять?»
Тревожность, вызванная неопределенностью последствий цифровизации образования, охватывает всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей, а также и бизнес-сообщество, выражающее обеспокоенность теми компетенциями, которые формирует современная система образования в условиях неопределенности и подвижности рынка труда.
Юрий Петрович полагает, что основательные исследования современного ребенка, современного детства могли бы помочь в выявлении и преодолении этих рисков.
Дмитрий Ушаков отметил, что проблема цифровой школы крайне сложная для фундаментальной науки. По теории для того, чтобы создать хорошие системы цифрового образования или искусственного интеллекта в образовании, необходимо создать цифрового двойника ученика. Проблема создания модели ученика, не упрощенной, а действительно соответствующей его уровню сложности – его когнитивной системы, сложности его эмоциональной, волевой сферы, – важная фундаментальная задача, к решению которой нужно постепенно двигаться. При этом нужно понимать, что «цифровой двойник ученика» – это лишь метод исследования. Нет задачи заменить реального ученика цифровым.
«Великие цивилизации рождаются в условиях вызова. Сейчас мы перед таким вызовом. В той степени, в какой мы сумеем ответить на него, мы разовьемся. Ситуацию, что сейчас случилось, следует использовать как новый толчок для развития цифровых технологий, искусственного интеллекта».
Алексей Семенов отметил противоречие между появившимися возможностями и неспособностью ими воспользоваться. Школа перешла внезапно на цифровые рельсы. Учитель общается с учеником через цифру. Они сидят перед экранами своих компьютеров и общаются. Учитель дает задание – написать сочинение. Что происходит в большинстве российских школ? Ученик берет тетрадку, пишет сочинение, фотографирует его, отправляет на проверку учителю. Учитель распечатывает эти странички, исправляет красными чернилами ошибки, ставит отметку, сканирует листочки со своей правкой и отсылает обратно ученику. Или, например, многие задания сводятся к заданиям на выбор ответа из предложенного списка. Происходит очевидное обеднение образования. Это то, что вызывает возмущение большого количества родителей, да и самих учителей. Виноваты ли в этом цифровые технологии? На самом деле, нет.
«Очевидно, что если бы детям позволили, если бы они вели себя сегодня как взрослые, а они умеют вести себя как взрослые, то из ученика 19-го века они переросли бы во взрослого человека информационной среды 21-го века. Возможности для этого есть. Обстоятельства нас к этому подтолкнули. Мы почему-то эту возможность не используем».
В нынешних условиях принципиально изменилась и роль родителей, но, к большому сожалению, пока нет никакого послания к родителям, как и что они могли бы делать вместе с ребенком.
Нужны фундаментальные исследования, которые бы открыли и систематизировали те возможности, которые дают школе простые инструменты типа мобильного телефона, и более сложные структуры с накоплением больших данных. Новые технологии – это шанс для школы сделать шаг вперед. Возможности для такого рывка есть. Те трудности, с которыми сегодня сталкиваются педагоги, будут преодолены за месяцы. А вот изменения, которые произойдут за последующие годы, – это будут фундаментальные изменения, которые позволят российскому школьному образованию войти в десятку лучших образований мира, как это зафиксировано в нацпроекте «Образование».
По мнению Александра Архангельского, страна находится в состоянии революции. Революции эпидемиологической. Ее основное свойство, как и основное свойство любой революции – экономической, политической ли – проверять существующие традиционные институты на пригодность.
Что же вскрыла эпидемиологическая революция в научно-практической сфере школьного образования и вопросах его цифровизации?
«Образовательная политика, как она складывалась в последние годы, – это была системная архаизация вместе с бессистемной модернизацией. Главной задачей этой политики было обеспечение контроля, с одной стороны, а с другой стороны, – унификация. Использование термина «единое образовательное пространство» – это подмена термина, поскольку имелось в виду не единое, а единообразное образовательное пространство. И это существеннейшая подмена привела к ошибочным административным, политическим и научным решениям».
В частности, школа могла бы подойти к вызову, с которым она сегодня столкнулась, более подготовленной, если бы государство не только поддерживало крайне несовершенные проекты типа платформы «Российская электронная школа», оказавшуюся в руинах, но и не препятствовало бы развитию альтернативных цифровых проектов, глубоко продуманных с методологической и методической точки зрения.
Мы не прошли проверку. Интернетизация школы оказалась фикцией. Предпосылки для цифровизации тоже потеряны. Время упущено, придется много догонять, переделывать, включая новые технологии.
Наш мир перемещается от полюса однозадачности к полюсу многозадачности, считает Галина Солдатова. Причем, следует говорить о новом виде многозадачности – медиамногозадачности, как таком виде, таком формате повседневной активности, который предполагает решение разных задач с одновременным использованием различных электронных устройств.
Феномен многозадачности уже давно привлекает внимание ученых, но в последнее время в исследованиях происходит сдвиг в сторону изучения детей и подростков в условиях многозадачности.
Замечено размывание некогда устойчивых границ между онлайн- и офлайн-мирами и возникновение обширной зоны смешанной или совмещенной реальности.
«Данные опросов показывают, что каждый второй подросток 12–17 лет считает, что он в равной мере живет в реальном и виртуальном мире, не видит между ними разницы и, держа в руках свой смартфон, находится в постоянном процессе переключения между этими мирами. Среди взрослых таких почти в три раза меньше. Дети и подростки осваиваются с этой смешанной реальностью и учатся в ней жить – осваивать новые способы существования среди многочисленных гаджетов».
В нынешних условиях резко сместился баланс в сторону онлайна. Что в этой удвоенной реальности представляет собой многозадачность? Каково место этого феномена в структуре социализации? Какое значение многозадачность может иметь в разных формах образовательного процесса? Вопросы, которые легли в основу исследований под руководством Галины Солдатовой.
Сергей Ловягин говорил об оптимизации естественнонаучного образования. Чтобы в том числе развернуть его в сторону цифры, усилить имеющийся естественнонаучный потенциал.
«Для естественников цифра естественна. Они имеют хороший опыт работы с цифрой».
Образовательные результаты и образовательный процесс не всегда имеют прямую, видимую связь. Учитель не всегда видит, на какую цель он работает. Учащиеся редко знают, к какому результату они должны прийти. В цифровой среде эта связка более осязаема. В этом преимущество использования цифровых платформ. Платформа позволяет педагогу и ученику держать в фокусе цель.
Платформа дает возможность понять свои действия: какие задания и зачем следует выполнять. Позволяет связать каждое действие и учителя, и ученика с образовательным результатом. Цифра дает возможность умной обратной связи: каждому учащемуся, по поводу каждого его действия.
Целью исследования педагог считает возможность выстроить цепочки образовательных результатов, чтобы было наглядно показано, где и какие дефициты у ученика имеются, куда ему нужно посмотреть, что повторить, чтобы удалить пробелы в знаниях.
Содержание образования, законы науки должны выстраиваться вокруг больших идей.
«Если большую идею хорошо проработаешь, то уж точно возьмешь ее в большую жизнь».
Во время круглого стола был проведен опрос слушателей. Их попросили выразить свое мнение о будущем школы:
«Когда закончится период вынужденного дистанционного образования, школа …
- откатится назад (13 %)
- постепенно вернется в прежнее состояние (42 %)
- за счет цифры содержание образование станет совершенно другим (45 %)
Результаты опроса показывают, что трудности, возникшие в связи с вынужденным переходом школ страны на дистанционное образование, посетителей ММСО не испугали.
Впереди отмена карантина, возврат в школы, привычное образование и состояние устойчивого равновесия. Последнее послужит благодатной почвой для рефлексии приобретенного за время карантина опыта и для его осмысления, изучения вместе с представителями фундаментальной науки.
Изначально прогностическая программа «Цифровая трансформация школы» из-за «свалившегося» на школы опыта вынужденной ускоренной цифровизации стала суперактуальной в одночасье.
Теперь у школы много вопросов, в том числе и к науке. Школа ждет результаты наших исследований.
Коллеги, наше время пришло!
Марианна Бузоева
Программа и участники круглого стола на ММСО-2020 по ссылке:
Видеотрансляция событий на сайте ММСО-2020:
Онлайн-стенд РФФИ на ММСО-2020 по ссылке:
https://ls.mmco-expo.ru/stand/116
Подробнее ознакомиться с исследованиями, проводимыми в рамках программы РФФИ «Цифровая трансформация школы» можно на YouTube-канале: