Компьютер vs смартфон: как школьники выполняют учебные задания, связанные с поиском информации в сети Интернет?

23 ноября 2021 // Анастасия Микляева

В статье представлены эмпирические данные об использовании различных технических устройств (смартфон, планшет, ноутбук/компьютер) школьниками 6-9 классов c разной академической успеваемостью в процессе онлайн-поиска учебной информации с учетом их академической успеваемости.

Введение. Онлайн-поиск учебной информации прочно входит в повседневную образовательную деятельность современных школьников [2]. В последние годы намечается тенденция к переходу от использования компьютеров к применению мобильных сенсорных устройств. Исследования, посвященные последствиям распространения мобильных устройств в образовании, свидетельствуют о том, что на фоне повышения доступности информационного поиска, эта тенденция влечет за собой различные изменения в учебной деятельности. Так, показано, что компьютер или ноутбук в большей степени, чем смартфон, способствуют вовлечению в учебный процесс [4; 11]. Школьники, использующие смартфон в учебном процессе, чаще отвлекаются на внеучебные цели [5]. Имеются данные о том, что мобильные устройства в учебном процессе чаще используются для обмена учебной информации [10], что характерно и для российских школьников [1], в то время как поиск учебной информации чаще осуществляется с помощью компьютеров или ноутбуков [6; 8; 9]. Также отмечается, что компьютеры и ноутбуки оцениваются учащимися как более удобные для поиска учебной информации в связи с большим размером экрана и большей функциональностью клавиатуры [7]. 

Исследовательская проблема. Результаты исследований об использовании различных технических устройств для онлайн-поиска учебной информации получены преимущественно на материале анализа учебной деятельности студентов. Данные о технических устройствах, которые используют российские школьники в процессе онлайн-поиска учебной информации, и о вкладе их применения в эффективность учебной деятельности, носят фрагментарный характер. В связи с этим наше исследование было направлено на изучение опыта использования различных технических устройств для онлайн-поиска учебной информации школьниками в контексте их академической успеваемости. 

Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных применялась анкета, включавшая следующие блоки: 1) доступность различных технических устройств, обеспечивающих выход в Интернет; 2) предпочтение компьютера/ноутбука, смартфона или планшетного устройства для осуществления онлайн-поиска учебной информации; 3) самооценка навыков использования различных технических устройств для онлайн-поиска учебной информации; 4) самооценка результативности онлайн-поиска учебной информации; 5) общие сведения об участнике (класс, пол, успеваемость). В исследовании приняли участие 447 школьников 6-9 классов (53,0 % девочек), учащихся восьми школ Санкт-Петербурга. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного пакета «Statistica 12.0» и включала частотный анализ, анализ средних значений, критериальный (критерии КраскелаУоллиса Н, Фишера φ * ) и дисперсионный (F) анализ. 

Результаты и их обсуждение. Согласно результатам опроса школьников, наиболее доступным для них техническим устройством, обеспечивающим возможность онлайн-поиска учебной информации в сети Интернет, является смартфон (см. рисунок 1). 

Более высокая доступность смартфона как инструмента онлайн-поиска учебной информации особенно ярко проявляется в условиях школы (φ * , р<0,01), в то время как дома большинство школьников получают возможность выбора: более трети всегда имеют доступ к планшетному устройству и почти две трети – к ноутбуку или компьютеру с выходом в Интернет. Однако, независимо от этого, именно смартфон является наиболее часто используемым (φ * , р<0,01) и субъективно наиболее удобным (φ * , р<0,01) инструментом онлайн-поиска учебной информации (см. рисунок 2). 

Анализ субъективных оценок навыков онлайн-поиска учебной информации, а также использования для этого различных технических устройств показала, что учащиеся средней школы довольно высоко оценивают свои возможности, что вероятно, отражает отмеченную Г.У. Солдатовой и коллегами тенденцию к проявлению чрезмерной уверенности в себе как пользователе, характерную для подростков [3]. Уверенность в своих пользовательских возможностях последовательно нарастает на протяжении всей средней школы вплоть до 9 класса, где, вероятно, на фоне усложнения учебных требований и развития рефлексивного потенциала самооценка пользовательских навыков начинает немного снижаться. Независимо от возраста, наиболее высокие оценки пользовательских навыков связаны с использованием смартфона, ниже всего подростки оценивают свои навыки, связанным с поиском учебной информации с помощью планшета. При этом хорошо успевающие школьники несколько выше оценивают свои навыки поиска учебной информации и использования различных технических устройств, в сравнении с академически менее успешными сверстниками (см. таблицу 1). 

Дисперсионный анализ не позволил обнаружить связей между предпочтением подростками того или иного устройства для онлайн-поиска учебной информации и самооценки навыков его использования в этих целях, что может свидетельствовать о недооценке роли соответствующей компетенции для успешной учебной деятельности, что также косвенно соотносится с результатами ранее опубликованных исследований [3]. Вместе с тем, установлено, что школьники с более высокими показателями академической успеваемости достоверно чаще предпочитают для онлайн-поиска учебной информации использовать ноутбук и особенно планшетное устройство, в сравнении со смартфоном, предпочтение которому чаще отдают школьники с невысокой успеваемостью (см. рисунок 3). 

Учитывая, что, согласно полученным результатам, именно школьники с высокой успеваемостью чаще своих сверстников имеют в свободном доступе планшеты (φ * , р<0,01), сделать однозначный вывод о том, что именно планшет обеспечивает наилучшие возможности для эффективного онлайн поиска учебной информации, невозможно. В то же время очевидно, что предпочтение смартфона как инструмента для поиска учебной информации чаще встречается среди школьников с невысокой успеваемостью.

Выводы. В качестве технического устройства, обеспечивающего возможность онлайн-поиска учебной информации, учащиеся средней школы предпочитают смартфон, выход в сеть Интернет с помощью которого для них объективно более доступен. Учащиеся высоко оценивают удобство смартфона и собственные навыки использования его возможностей для поиска учебной информации. Вместе с тем, более высокая академическая успеваемость учащихся средней школы сопряжена с использованием в процессе информационного онлайн-поиска планшетов и ноутбуков/компьютеров. Полученные результаты определяют необходимость дифференцированного изучения характеристик онлайн-поиска учебной информации с применением различных технических устройств в контексте анализа их возможностей и ограничений для решения задач общего образования. Финансирование. Публикация подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-29-14005 «Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы». 

Литература: 

1. Печерская Э.П., Звоновский В.Б., Меркулова Д.Ю., Плешаков В.А., Мацкевич М.Г., Саблина О.И. Интернет и дети: социальное поведение молодых россиян в Интернете. Самара: Изд-во СамГЭУ, 2013. 140 с. 

2. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Мотивация в структуре цифровой компетентности российских подростков // Национальный психологический журнал. 2017. №1 (25). С. 3-14. DOI: 10.11621/ npj.2017.0101 

3. Albo L., Hernаndez-Leo D., Moreno Oliver V. Smartphones or laptops in the collaborative classroom? A study of video-based learning in higher education // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38 (6). Pp. 637-649. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1549596 

4. Andrei E. Adolescent English Learners' Use of Digital Technology in the Classroom // Educational Forum. 2019. Vol. 83 (1). Pp. 102-120. DOI: 10.1080/00131725.2018.1478474 

5. Andrew M., Taylorson J., Langille D.J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. Pp 309-344. DOI: 10.28945/4111 

6. Dahlstrom E., Warraich K. Student mobile computing practice: Lessons learned from Qatar [Research Report]. EDUCAUSE Center for Applied Research, 2012. URL: // http://www.educause.edu/ecar (дата обращения 22.02.2020). 

7. Dashtestani R. Moving Bravely towards Mobile Learning: Iranian Students' Use of Mobile Devices for Learning English as a Foreign Language // Computer Assisted Language Learning. 2016. Vol. 29 (4). Pp. 815-832. DOI: 10.1080/09588221.2015.1069360 

8. Vassilakaki E., Moniarou-Papaconstantinou V., Garoufallou E. Identifying the uses of mobile technology among Library and Information Science undergraduate 139 students // Program. 2016. Vol. 50 (4). Рр. 417-430. DOI: 10.1108/PROG-10- 2015-0069 

9. Vazquez Cano E., Sevillano-Garcia M.L. Ubiquitous Educational Use of Mobile Digital Devices. A General and Comparative Study in Spanish and Latin America Higher Education // Journal of New Approaches in Educational Research. 2018. Vol. 7 (2). Pp. 105-115. DOI: 10.7821/naer.2018.7.308 

10. Witecki G., Nonnecke B. Engagement in digital lecture halls: A study of student course engagement and mobile device use during lecture // Journal of Information Technology Education: Research. 2015. Vol. 14. Pp. 73-90. 

11. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224

Файлы
  1. elibrary_43797625_74477059.pdf

Проект

Другие публикации автора

Соавторы
Елена Николаева
Светлана Безгодова
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon