Гендерные различия в предпочтении школьниками технических устройств, используемых для онлайн-поиска учебной информации

18 мая 2023 // Анастасия Микляева

Представлены результаты исследования предпочтений технических устройств школьниками 5–9 классов (n=170) в процессе онлайн-поиска учебной информации. Показано, что школьники в два раза чаще отдают предпочтением смартфону, в сравнении с компьютером/ноутбуком, при этом самооценки навыков использования различных устройств имеют гендерную специфику.

Введение. Онлайн-поиск дополнительной информации сегодня является одной из основных форм образовательной активности школьников в сети Интернет [7], в силу чего различные аспекты онлайн-поиска изучаются в педагогике, психологии и смежных с ними науках. В условиях широкого разнообразия исследований, посвященных онлайн-поиску, в настоящее время уделяется недостаточное внимание фактору предпочтения того или иного технического устройства как инструмента онлайн-поиска, несмотря на то, что имеющиеся данные (не связанные напрямую с проблематикой онлайнпоиска) наглядно показывают, что компьютеры/ноутбуки и смартфоны (наиболее часто доступные школьникам устройства) предоставляют разные по своему содержанию возможности для осуществления учебной деятельности, создавая наиболее благоприятные условия для решения познавательных или коммуникативных задач соответственно [например, 4; 5]. В связи с этим целью нашего исследования стал анализ предпочтений технических устройств как инструментов онлайн-поиска дополнительной учебной информации, осуществляемого школьниками. Отмечаемые исследователями различия в содержании онлайн-активности мальчиков и девочек [2] определили необходимость учитывать в ходе анализа гендерную специфику этих предпочтений. Учитывая данные о распространенности среди школьников феномена «пользовательской самоуверенности» [6], сопряженной, согласно нашим предыдущим результатам [3], со снижением эффективности онлайн-поиска учебной информации, мы также посчитали целесообразным проанализировать имеющиеся у школьников самооценки навыков использования предпочитаемых ими устройств как инструментов онлайн-поиска информации.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 207 школьников, учащихся 5–9 классов общеобразовательных школ. В рамках экспериментального исследования, программа которого описана нами ранее [1], осуществлялся опрос, в котором участники сообщали о том, какое техническое устройство они предпочитают использовать для онлайн-поиска учебной информации, а также оценивали навыки использования этого устройства по 10-балльной шкале. В результате были сформированы две группы школьников, предпочитающих разные технические устройства: компьютер/ноутбук (n=54) или смартфон (n=116). Результаты школьников, отдавших предпочтение другим техническим устройствам, не были включены в анализ по причине малочисленности соответствующих подгрупп (n<10). Для статистического анализа использовался программный пакет Statistica10.0, применялся расчет описательных статистик (M±S) и многофакторный дисперсионный анализ (F).

Результаты и обсуждение. В процессе онлайн-поиска учебной информации школьники чаще отдают предпочтение смартфону (68,2%), чем компьютеру/ноутбуку (31,8%), причем данное соотношение примерно одинаково в выборках девочек и мальчиков (73,7% и 26,3% (n=80) в выборке девочек, 63,3% и 36,7% (n=90) в выборке мальчиков). 

Средние значения самооценок навыков использования технических устройств, предпочитаемых школьниками для онлайн-поиска учебной информации, оказались довольно высокими (9,21±1,30 по выборке в целом), при этом различий между выборками подростков, предпочитающих разные технические устройства, а также между выборками мальчиков и девочек не обнаружилось: подростки, отдающие предпочтение смартфону, оценивают свои пользовательские навыки в 9,27±1,18 баллов, предпочитающие компьютер или ноутбук – в 9,28±1,28 баллов; средние значения в выборке мальчиков составили 9,27±1,33, в выборке девочек – 9,17±1,37. Высокие самооценки навыков использования технических устройств для информационного онлайн-поиска подтверждают актуальность проблемы «пользовательской самоуверенности», отмеченной выше.

Двухфакторный дисперсионный анализ (см. рис. 1) позволил зафиксировать различия в самооценках навыков использования технических устройств разного типа между выборками мальчиков и девочек (F=4,70 при р=0,03).

Как видно, «пользовательская самоуверенность» оказывается наиболее типичной для мальчиков, предпочитающих использовать в качестве инструмента онлайн-поиска дополнительной учебной информации компьютер или ноутбук, а также для девочек, которые отдают предпочтение смартфону. Полученные данные согласуются со сведениями о гендерной специфичности онлайн-поведения подростков и указывают на необходимость дифференцированного подхода к обучению школьников эффективному использованию различных технических устройств как инструментов учебной деятельности.

Выводы. Учащиеся средней школы в процессе онлайнпоиска дополнительной учебной информации в два раза чаще отдают предпочтение смартфону в сравнении с ноутбуком/компьютером, а также демонстрируют высокие самооценки пользовательских навыков, независимо от пола. При этом «пользовательская самоуверенность», которая может выступать фактором риска снижения эффективности онлайн-поиска, в большей степени характерна для девочек, предпочитающих в качестве инструмента онлайн-поиска использовать смартфон, и для мальчиков, отдающих предпочтение ноутбуку/компьютеру.

Литература 

1. Безгодова С.А., Микляева А.В. Стратегии онлайн-поиска учебной информации у подростков с разным отношением к учебной задаче: результаты экспериментального исследования // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. Казань: КФУ, 2021. С. 94-102. 

2. Иванов А.С. Использование подростками возможностей интернета в учебной и внеучебной деятельности // Интернет и современное общество. СПб.: Университет ИТМО, 2020. С. 17-20. 

3. Микляева А.В. «Пользовательская уверенность» как фактор эффективности онлайн-поиска учебной информации школьниками // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 354-358. 

4. Albo L., Hernаndez-Leo D., Moreno O.V. Smartphones or laptops in the collaborative classroom? // Behaviour & Information Technology. 2019. Vol. 38 (6). Pp. 637-649. 

5. Andrew M., Taylorson J., Langille D.J., Grange A., Williams N. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE // Journal of Information Technology Education: Research. 2018. Vol. 17. Pp. 309-344. 

6. Hernández-Martin A., Martín-del-Pozo M. Pre-adolescents’ digital competences in the area of safety. Does frequency of social media use mean safer and more knowledgeable digital usage? // Education & Information Technologies. 2021. Vol. 26. No. 1. Pp. 1043-1067.

7. Miklyaeva A.V., Bezgodova S.A. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. Pp. 1629-1638.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49718725

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon