Введение. В распоряжении современных школьников оказываются разнообразные технические устройства, с помощью которых они могут использовать образовательные возможности сети Интернет для решения разнообразных учебных задач. Прежде всего, это компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны с выходом в интернет. Многие петербургские школьники имеют в свободном доступе несколько технических устройств и в процессе решения учебных задач осуществляют выбор устройства, наиболее удобного для них [4]. Известно, что различные технические устройства различаются по своим функциональным характеристикам и, как следствие, по тем возможностям, которые они предоставляют пользователям. Обобщая результаты многочисленных исследований, можно констатировать, что использование смартфона в большей степени соответствует решению коммуникативных задач и задач, с поиском информации, не требующей существенного осмысления, в то время как для решения учебных задач более релевантными являются функциональные возможности компьютера, ноутбука и планшета [1-3; 5]. В связи с этим возникает вопрос о том, каковы особенности учебной онлайн-активности школьников, отдающих предпочтение смартфону как инструменту решения учебных задач.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 582 подростка в возрасте 11–16 лет (56,01 % девочек), обучающихся в 5-9 классах школ Санкт-Петербурга. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью анкетирования, осуществлявшегося с помощью онлайн-инструмента «Google Forms». Школьникам предлагалось ответить на вопросы, представленные в таблице 1, которые предполагали следующие возможные ответы: «Никогда» (0 баллов), «Редко» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла). Помимо содержательных вопросов, в анкету были включены пункты доступности различных технических устройств (смартфона, планшета, ноутбука/компьютера) для решения учебных задач, а также о предпочтениях в использовании того или иного технического устройства в учебной деятельности. На основании полученных ответов выборка была разделена на три подгруппы: отдающие предпочтение смартфону (n=338), ноутбуку или компьютеру (n=99) и планшету (n=12). Из анализа были исключены: последняя подгруппа в силу своей малочисленности, а также школьники, сообщившие об отсутствии возможности выбора технического устройства (n=133). Для обработки эмпирических данных использовались расчет описательных статистик, дисперсионный (F) и факторный анализ, выполненные с помощью программного пакета Statistica10.0.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что предпочтение смартфона в качестве основного инструмента выполнения учебных заданий не отражается на месте учебы в структуре онлайн активности школьников, которая довольно существенно уступает общению, отдыху и развлечениям с использованием возможностей сети Интернет. Можно отметить, что школьники, отдающие предпочтение смартфону, отмечают несколько более высокую интернет-активность во всех сферах, в сравнении со школьниками, преимущественно использующими в учебных целях ноутбук или компьютер, однако эти различия не достигают уровня статистической значимости (см. рисунок 1).
Помимо содержательных вопросов, в анкету были включены пункты доступности различных технических устройств (смартфона, планшета, ноутбука/компьютера) для решения учебных задач, а также о предпочтениях в использовании того или иного технического устройства в учебной деятельности. На основании полученных ответов выборка была разделена на три подгруппы: отдающие предпочтение смартфону (n=338), ноутбуку или компьютеру (n=99) и планшету (n=12). Из анализа были исключены: последняя подгруппа в силу своей малочисленности, а также школьники, сообщившие об отсутствии возможности выбора технического устройства (n=133).
Для обработки эмпирических данных использовались расчет описательных статистик, дисперсионный (F) и факторный анализ, выполненные с помощью программного пакета Statistica10.0.
Дальнейший анализ показал, что в учебной онлайн-активности учащихся средней школы независимо от предпочитаемого технического устройства преобладают поиск дополнительной и справочной информации, а также, в чуть меньшей степени, использование онлайн-тестов и онлайн-тренажеров для самопроверки и подготовки к аттестационным мероприятиям (см. рисунок 2).
Вместе с тем установлено, что школьники, отдающие предпочтение смартфону, достоверно чаще прибегают к такому способу выполнения учебных заданий, как поиск готовых ответов, готовых работ или готовых домашних заданий, и в то же время достоверно реже используют предметноспециализированные образовательные возможности интернета, в частности, моделирование экспериментов, так же, как и возможности участия в предметных онлайн-олимпиадах.
Необходимо отметить, что школьники значительно чаще используют в учебных целях обычные поисковые системы, в сравнении со специализированными сайтами, предназначенными для решения разнообразных учебных задач. Взрослые (педагоги и родители) становятся источниками информации об образовательных возможностях интернета относительно редко. При этом те школьники, которые отдают предпочтение смартфону, достоверно чаще обращаются к специализированным сайтам, рекомендуемым друзьями, что в значительно меньшей степени свойственно для тех, кто использует преимущественно ноутбук или планшет (см. рисунок 3).
Факторизация данных (см. таблицу 2) позволила отметить, что учебная онлайн-активность тех школьников, которые отдают предпочтение смартфону, менее разнообразна, чем тех, кто предпочитает компьютер или ноутбук. В группе школьников, отдавших предпочтение смартфону, специализированная учебная онлайн-активность оказалась сопряжена с информацией об образовательных возможностях интернета, сообщаемой взрослыми (Фактор 1, вклад фактора в дисперсию переменных 24 %), в то время как информация, полученная от друзей, а также собственные поисковые усилия связаны, в первую очередь, с поиском готовых решений (Фактор 2, вклад фактора в дисперсию переменных 16 %). Школьники, предпочитающие использовать ноутбук или компьютер, обращаются к использованию готовых материалов, прежде всего, по совету друзей (Фактор 3, вклад фактора в дисперсию переменных 11 %), используют специализированные образовательные сайты по совету педагогов (фактор 1, вклад фактора в дисперсию переменных 22 %), ищут дополнительную информацию самостоятельно или с помощью родителей (фактор 2, вклад фактора в дисперсию переменных 19 %).
Выводы. Предпочтение смартфона в качестве основного инструмента выполнения учебных заданий не отражается на месте учебной деятельности в иерархии сфер онлайн-активности школьников, однако определяет содержание учебной онлайн-активности, в которой большее значение приобретает поиск готовых решений в сети Интернет, как самостоятельный, так и с опорой на советы друзей.
Литература:
1. Безгодова С.А. Смартфон как инструмент обучения: психологический анализ / С. А. Безгодова, А. В. Микляева, Е. А. Юмкина // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 81-91.
2. Albo L. Smartphones or laptops in the collaborative classroom? A study of video-based learning in higher education / L. Albo, D. Hernаndez-Leo, О. V. Moreno // Behaviour & Information Technology. – 2019. – Vol. 38 (6). – Pp. 637-649.
3. Andrew M. Student attitudes towards technology and their preferences for learning tools/devices at two universities in the UAE / M. Andrew, J. Taylorson, D. J. Langille, A. Grange, N. Williams // Journal of Information Technology Education: Research. – 2018. – Vol. 17. – Pp 309-344.
4. Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V., Nikolaeva E.I. Computer vs smartphone: how do pupils complete educational tasks that involve searching for information on the internet? / S. A. Bezgodova, A. V. Miklyaeva, E. I. Nikolaeva // Ceur Workshop Proceedings. Proceedings of the XV International Conference (NESinMIS-2020). – CEUR-WS, 2020. – С. 52-62.
5. Vazquez Cano E., Sevillano-Garcia M.L. Ubiquitous Educational Use of Mobile Digital Devices. A General and Comparative Study in Spanish and Latin America Higher Education // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2018. Vol. 7 (2). – Pp. 105-115.
https://elibrary.ru/item.asp?id=46253396