Процессуальные и результирующие характеристики онлайн-поиска учебной информации у подростков с разными латеральными предпочтениями

19 мая 2023 // Анастасия Микляева

Представлены результаты лабораторного эксперимента, в котором изучались процессуальные и результирующие характеристики онлайн-поиска информации, необходимой для выполнения учебных заданий разной степени сложности, осуществляемого подростками с разными латеральными предпочтениями. Показано, что латеральные предпочтения опосредуют преимущественно процессуальные характеристики онлайн-поисковой активности, но не вносят существенного вклада в ее результативность.

Введение. Информационный онлайн-поиск представляет собой целенаправленный поиск информации в сети Интернет, который включает физические и ментальные действия, направленные на ассимиляцию найденной информации в имеющейся системе знаний [1]. В контексте учебной деятельности онлайн-поиск приобретает особые характеристики, определяющиеся принципиально иными требованиями к качеству обработки информации, в сравнении с онлайн-поиском, направленным на решение бытовых задач [2], и различающиеся в зависимости от уровня сложности поисковой задачи [3]. Онлайн-поиск имеет сложную психическую детерминацию, обеспечиваемую совокупностью когнитивных и регуляторных ресурсов личности [4], которые, в свою очередь, опосредуются возможностями психофизиологического потенциала, в частности, латеральными предпочтениями, тесно связанными с когнитивными и регуляторными возможностями [5]. Однако эмпирических данных, иллюстрирующих взаимосвязь латеральных предпочтений с характеристиками онлайн-поиска, в современной литературе не представлено. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение процессуальных и результирующих характеристик онлайн-поиска информации, необходимой для выполнения учебных заданий разной степени сложности, осуществляемого школьниками с разными латеральными предпочтениями. Учитывая, что онлайн-поиск становится неотъемлемым элементом учебной деятельности к средней школе [6], к участию в исследовании привлекались учащиеся 5–9 классов.

Материалы и методы. Исследование проводилось в формате лабораторного эксперимента. Учащимся 5–9 классов в возрасте 11–16 лет (n=56) было предложено выполнить онлайн-поиск информации, необходимой для выполнения простого (П) и двух сложных (неструктурированного (Н) и проблемно-ориентированного (Пр)) тематически связанных между собой учебных заданий, используя стационарный компьютер с предустановленной операционной системой Windows10 и интернет-браузером Google Chrome. С помощью программы видеозахвата экрана, а также посредством анализа истории поиска, фиксируемой браузером, оценивались такие процессуальные характеристики онлайн-поисковой активности, как количество поисковых запросов, количество просмотренных интернет-страниц и время, затраченное на выполнение заданий. Результирующие характеристики онлайн-поиска оценивались с интервалом около 30 минут после выполнения последнего задания с помощью опроса о найденной ранее информации, о котором школьников не предупреждали заранее; фиксировались количественные результирующие показатели (объем воспроизведенного материала и время воспроизведения), а также давалась качественная характеристика способу воспроизведения. Эмпирические референты процессуальных и результирующих характеристик онлайн-поиска, используемые в нашем исследовании, представлены в табл. 1.

Латеральные предпочтения оценивались с помощью пяти сенсомоторных (трех мануальных и двух зрительных) проб, каждая из которых выполнялась трижды. Анализировались результаты проб, а также коэффициент латерального предпочтения.

Обработка результатов производилась с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica10.0 и включала анализ описательных статистик (M±S), дисперсионный (F) и факторный анализ. 

Результаты и их обсуждение. Сравнительный анализ количественных показателей позволил установить, что латеральные предпочтения находят отражение в первую очередь в процессуальных характеристиках онлайн-поиска, таких как количество поисковых запросов при выполнении сложных заданий и время, затрачиваемое на выполнение простого и сложного неструктурированного заданий (табл. 2). Можно отметить, что остальные процессуальные показатели демонстрируют аналогичные тенденции, которые, однако, не достигают уровня статистической значимости. Таким образом, можно констатировать, что в процессе выполнения учебных заданий с использованием онлайн-поиска дополнительной информации школьники с правосторонними латеральными предпочтениями используют большее количество поисковых запросов и, следовательно, затрачивают больше времени, чем их сверстники с левосторонними и особенно смешанными предпочтениями, что согласуется с данными о различиях в психической активности, определяемых латеральными признаками, в частности, об «уязвимости» детей со смешанными латеральными предпочтениями: именно эти школьники чаще всего ограничиваются одним поисковым запросом и одной-двумя просмотренными ссылками, тем самым используя минимальное, в сравнении со сверстниками с выраженными латеральными предпочтениями, количество информации. В то же время результирующие характеристики онлайн-поиска не определяются латеральными предпочтениями. В дополнение к данным, представленным в таблице 2, отметим, что в процессе анализа качественных результирующих характеристик также не было обнаружено различий, обусловленных латеральными предпочтениями: соотношение фактологического и синтетического способов воспроизведения информации в подгруппе подростков с правосторонними латеральными предпочтениями составило 35,4 % и 64,6 % соответственно, с левосторонними предпочтениями – 37,5 % и 62,5%, со смешанными предпочтениями – 34,4 % и 65,6%.

При этом наиболее существенный вклад в выявленные различия показателей времени, затраченного на поиск, вносят зрительные пробы, в сравнении с мануальными (для показателя «Время П» F=4,26 при р<0,05; для показателя «ВремяН» F=3,18 при р<0,05; для показателя «Время Пр» F=4,08 при р<0,05), что позволяет сделать вывод о большей опосредованности временны́ х параметров онлайн-поиска характеристиками зрительной латерализации, в сравнении с мануальной.

Факторный анализ (табл. 3) позволил подтвердить сформулированный выше вывод о том, что латеральные предпочтения опосредуют процессуальные характеристики онлайн-поиска, но не вносят существенного вклада в его результативность. На основе критериев каменистой осыпи и Кайзера было выбрано трехфакторное решение, описывающее 64 % дисперсии переменных. Фактор 1 объединил переменные, описывающие в первую очередь количественные характеристики обращения за информацией и работы с ней. В Фактор 2 вошли показатели результативности онлайн-поиска. Фактор 3 составили переменные, содержащие информацию о латеральных предпочтениях и преимущественно временны́х параметрах онлайн-поиска.

Заключение. На основании полученных результатов можно констатировать, что латеральные предпочтения вносят более существенный вклад в процессуальные характеристики информационного онлайн-поиска, осуществляемого подростками в процессе выполнения учебных заданий, чем в его результативность, которая, вероятно, в большей степени опосредуется психологическими, а не психофизиологическими особенностями субъектов онлайн-поиска.

Список литературы 

1. Wilson T. D. Information seeking behaviour and the digital information world // European Science Editing. 2004. Vol. 30. No. 3. P. 77–81. 

2. Микляева А. В. Обучение эффективным стратегиям онлайн-поиска учебной информации как инструмент развития когнитивного потенциала подростков поколения Z // Нижегородское образование. 2022. № 2. С. 24–32. 

3. Monchaux S., Amadieu F., Chevalier A., Marine С. Query strategies during information searching: Effects of prior domain knowledge and complexity of the information problems to be solved // Information Processing and Management. 2015. Vol. 51. P. 557–569. 

4. Николаева Е. И. Возрастная психология: леворукость у детей. М. : Юрайт, 2019. 176 с.

 5. Gerjets P., Kammerer Y., Werner B. Measuring spontaneous and instructed evaluation processes during Web search: Integrating concurrent thinking-aloud protocols and eye-tracking data // Learning and Instruction. 2011. Vol. 21. P. 220-231. DOI: 10.1016/j. learninstruc.2010.02.005 

6. Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Volume 3. P. 1629– 1638. DOI: 10.3897/ap.2.e1629

http://elib.kspu.ru/document/68423

Файлы
  1. phpYExFZP

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon