Психофизиологические и психологические особенности подростка, связанные с эффективным поиском учебной информации в Интернете

22 мая 2023 // Анастасия Микляева

Целью исследования было выявление психофизиологических и психологических характеристик подростков, влияющих на эффективность поиска учебной информации в Интернете. Гипотеза исследования: существуют взаимосвязи между психофизиологическими и психологическими показателями и характеристиками онлайн-поиска учебной информации. Участники выполнили взаимосвязанные задания по поиску информации в Интернете и давали оценку своим навыкам пользования сетью

Поиск учебной информации в Интернете стал для школьников рутинной задачей, но данных о психологических и психофизиологических параметрах, определяющих эффективность образовательного онлайн-поиска, недостаточно. 

Цель исследования – выявление психофизиологических и психологических характеристик подростков, влияющих на эффективность поиска учебной информации в Интернете. 

Гипотеза исследования: существуют взаимосвязи между психофизиологическими и психологическими показателями и характеристиками онлайн-поиска учебной информации. 

Материалы и методы 

В исследовании приняли участие 44 подростка (средний возраст – 13,7±1,9 года, 40,9% девочек). Были проведены факторный и множественный регрессионный анализы. Для статистической обработки данных использовали пакет программ IBM SPSS v. 22. 

Исследование проводилось в условиях лаборатории. Участники исследования работали индивидуально, выполняя несколько взаимосвязанных учебных заданий, которые предполагали поиск информации в сети Интернет. Затем участники давали оценку своим навыкам пользования сетью. 

После выполнения заданий были проведены психологические и психофизиологические методики. Для выявления психологических характеристик обработки информации использовались следующие тесты «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана (параметр «импульсивность/рефлексивность»), «Тест включенных фигур» К. Готтшальдта (параметр полезависимость/поленезависимость) (Холодная, 2004). 

В исследовании были использованы три психофизиологические методики. Для оценки параметров окулографии использовался айтрекер Gazepoint GP3 HD. Это дистанционный айтрекер, представляет собой блок, который располагается на подставке между испытуемым и монитором ноутбука. Оценивались разные параметры фиксаций в области интереса (инструкция к заданиям). 

Для оценки параметров рабочей памяти была использована компьютеризированная методика (Разумникова, Николаева, 2019), предназначенная для запоминания зрительных объектов, представленных на экране компьютера. Подсчитывалось число правильно воспроизведенных элементов в каждой серии и оценивалось соотношение числа воспроизведенных элементов в разных сериях. 

Для оценки тормозного контроля использовали парадигму go/go and go/no-go. Этот вариант тестирования связан с выработкой определенной реакции, которую затем испытуемому запрещают выполнять. С этой целью была использована методика РеБОС (Николаева, Вергунов, 2017). Оценивалось среднее время реакций, число пропусков стимулов, число ошибок (реакция на запрещенный сигнал). 

Результаты и их обсуждение 

Был проведен факторный анализ. Один из факторов включал с отрицательным знаком переменную «Самооценка навыков использования компьютера», с положительным знаком – «Итоговый ответ в баллах», «Число повторных возвратов в область интереса (окулография)» и «Рефлексивность (тест Кагана)». Это единственный фактор, в который вошли результаты психологического тестирования, самооценка, данные окулографии и оценка тормозного контроля. Итоговый результат тем выше, чем ниже самооценка навыков использования компьютера, выше уровень рефлексивности и чаще происходит возврат к требованиям задания. 

Следующий фактор объединил переменные с положительным знаком «Инсайт», «Число ошибок в серии go/no-go» и с отрицательным знаком «Поленезависимость». Переменная «Инсайт» определяет способность ориентироваться в потоке сигналов и чувствовать структуру этого потока. Данные свидетельствуют о том, что чем менее чувствителен испытуемый к структуре потока сигналов, тем более выражена его поленезависимость и тем ниже уровень тормозных процессов. 

Затем был проведен множественный регрессионный анализ. При пошаговом регрессионном анализе в конце осталась лишь одна значимая переменная, влияющая на результат поиска в Интернете при выполнении учебного задания. Обнаружено влияние переменной «самооценка навыков использования компьютера». Только 13% изменений зависимой переменной связаны с изменениями в независимой переменной. Таким образом, лучшие результаты поиска определялись низкой самооценкой навыков использования компьютера. 

На следующем этапе была проведена множественная регрессия для оценки влияния психофизиологических характеристик и параметров окулографии на эффективность онлайн-поиска. Эти переменные не оказали значительного влияния на результат онлайн-поиска. Тем не менее, были получены отдельные взаимосвязи между переменными. 

Были выявлены связи между психологической характеристикой «Поленезависимость» и рабочей памятью. Оказалось, что независимая переменная «Обучение как результат воспроизведения» (характеристика рабочей памяти, которая показывает, что в процессе эксперимента испытуемый обучается) связана с зависимой переменной «Поленезависимость». Независимая переменная объясняет 14,5% изменений зависимой переменной. Следовательно, поленезависимые люди могут обучаться в процессе выполнения задачи. Возможно, что такой тип обучения обеспечивает людям возможность опираться в большей мере на собственные ощущения и видение мира. 

Есть связь между поведением в процессе чтения инструкции в Интернете и психологическими особенностями. Так, число возвратов к уже прочитанному связано с самооценкой навыков использования компьютера в учебном процессе, т. е. чем выше ценит свои навыки использования компьютера испытуемый, тем меньше он возвращается к уже прочитанному. Следовательно, данная самооценка противоречит реально производимым показателям. 

Важным результатом исследования является отсутствие прогнозируемой прочной связи между эффективностью онлайн-поиска в процессе выполнения учебного задания, с одной стороны, и психологическими и психофизиологическими характеристиками школьников, с другой. Поэтому мы полагаем, что эффективность онлайнпоиска, который учащиеся используют в учебной деятельности, можно успешно повысить, организовав специальное обучение вне зависимости от психологических или психофизиологических особенностей школьников. Такое обучение, по-видимому, должно быть направлено на повышение качества обработки инструкций и рефлексивности в процессе выполнения задания.

Выводы 

Более высокий результат поиска учебной информации в Интернете связан с более низкой самооценкой навыков использования компьютера, более высоким уровнем рефлексивности и более частым возвращением к требованиям к задаче. Поленезависимость испытуемого положительно связана с обучением в процессе выполнения задания. Таким образом, выявлены взаимосвязи между психофизиологическими и психологическими показателями и характеристиками онлайн-поиска учебной информации.

Литература 

Николаева Е. И., Вергунов Е. Г. Что такое «executive functions» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. №2. С. 62–81. 

Разумникова О. М., Николаева Е. И. Возрастные особенности тормозного контроля и проактивная интерференция при запоминании зрительной информации // Вопросы психологии. 2019. №2. С. 124–132. 

Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.

https://elibrary.ru/item.asp?id=47912511

Файлы
  1. phprk9kfO

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon