Об оценке эффективности выполнения учебных заданий, связанных с информационным онлайн-поиском, учащимися средней школы

21 мая 2023 // Анастасия Микляева

Представлены результаты исследования эффективности выполнения онлайн поисковых заданий разного типа (фактический поиск, простой информационный поиск, проблемно-ориентированный поиск) у учащихся 5–9 классов (n=198) с разной успеваемость. Использовался процессуальных подход к оценке эффективности онлайн-поиска, предполагающий анализ количества поисковых запросов, совершенных в процессе выполнения задания.

В современной образовательной практике широко применяются учебные задания, выполнение которых связано с необходимостью поиска дополнительной информации в сети Интернет. Мониторинговые исследования показывают, что именно информационный онлайн-поиск является основной формой образовательной интернет-активности современных российских школьников, которые обращаются к информации, размещенной в сети, используя в подавляющем большинстве случаев общедоступные поисковые системы, такие как Google или Yandex [1]. Поисковые системы позволяют быстро находить большие объемы информации на любую тему, однако эта информация далеко не всегда бывает качественной [2]. Большой объем информации в сочетании с нелинейностью изложения и разной степенью достоверности, типичные для информационного содержания сети Интернет [3], способствуют снижению качества усвоения найденной там информации, что отмечается исследователями на протяжении нескольких последних десятилетий [4; 5 и др.]. В этих условиях большое значение имеет поиск тех методических приемов, которые могли бы использоваться в педагогической практике, создавая условия для более качественного усвоения знаний. 

В данной статье в качестве такого условия рассматривается тип онлайн-поискового задания, предлагаемого школьникам. Известно, что поисковые задания разделяются по степени сложности [6], и выполнение заданий разной степени сложности имеет свои особенности [7; 8]. В общем виде можно говорить о специфике фактологического поиска (поиска конкретной, фактологической информации, с помощью поискового запроса, вытекающего из формулировки задания), простого информационного поиска (поиска совокупности фактов на заданную тему, где поисковый запрос также вытекает из формулировки задания) и проблемно-ориентированного поиска (поиска информации, необходимой для ответа на вопросы, которые необходимо сформулировать самостоятельно, что не позволяет «извлечь» поисковый запрос непосредственно из содержания задания). Установлено, что проблемно-ориентированные задания в большей степени способствуют качественной ассимиляции знаний, в сравнении с более простыми типами, поскольку требуют большей когнитивной и метакогнитивной вовлеченности [9], при этом исследователи подчеркивают, что в этом контексте определяющим является не сам характер задания, а степень вовлеченности учащихся в его выполнение [10; 11]. В связи с этим вопрос о характере связей между эффективностью выполнения онлайнпоисковых заданий разного типа и учебной успешностью школьников сегодня остается дискуссионным. В нашем исследовании этот вопрос решается на материале анализа эффективности выполнения онлайн-поисковых заданий школьниками, различающимися по показателям академической успеваемости. 

Исследование проводилось с помощью экспериментального и опросного методов. Использовался процессуальный подход к анализу эффективности онлайн-поиска [12], фиксировалось количество поисковых запросов, совершенных школьниками при выполнении поисковых заданий разного типа: фактического поиска («Как называется самый большой кратер Марса»?), простого информационного поиска («Подготовь краткое информационное сообщение (до 5 минут) о планете Марс») и проблемно-ориентированного поиска («Человечество давно мечтает жить на других планетах. Марс – это планета, соседствующая с Землей в Солнечной системе, поэтому ее освоение, наряду с освоением Венеры, выглядит наиболее вероятным. Подготовь краткое (до 5 минут) сообщение о том, что нужно сделать человечеству для того, чтобы Марс стал пригоден для жизни»). Успеваемость фиксировалась на основе самооценок школьников, которые позволили разделить выборку на четыре подгруппы в соответствии с выбором одной из четырех оценочных позиций: «учусь на одни пятерки», «учусь хорошо, в основном на четверки и пятерки», «учусь средне, в основном на четверки и тройки», «учусь так себе, на тройки, но бывают и двойки». 

Выборку составили 198 учащихся 5–9 классов (средний возраст 13,42 года, 104 девочки и 94 мальчика). Участие в исследовании было добровольным, для каждого школьника было получено информированное согласие, а также, в случае участников младше 15 лет, информированное согласие их родителей (законных представителей). Программа и протокол исследования были одобрены Этическим комитетом Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, решение № 17 от 29.10.2020. 

Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с помощью программного пакета Statistica 10.0 и включала расчет описательных статистик (М±S), корреляционный (r) и дисперсионный (F) анализ. 

В ходе исследования установлено, что количество поисковых запросов, использованных школьниками при выполнении поисковых заданий разного типа, в среднем составляет 1-2 обращения, при этом тип задания не влияет на количество поисковых запросов, несмотря на то, что по мере усложнения поискового задания число количество поисковых запросов несколько увеличивается (см. таблицу 1, F=0,67 при р>0,05).

Отсутствие статистически достоверных различий в количестве поисковых запросов, используемых школьниками при выполнении поисковых заданий разного типа, свидетельствует о низкой степени осмысления ими требований конкретной поисковой задачи. Судя по всему, школьники во всех трех случаях применяют привычные им способы организации онлайн-поиска и не дифференцируют свои поисковые действия в соответствии с содержанием учебного задания. Учитывая, что корреляционный анализ не позволил зафиксировать статистически достоверных взаимосвязей между возрастом школьников и количеством совершаемых ими поисковых запросов (r=0,04 при р>0,05), можно с большой долей уверенности предполагать, что привычные способы онлайн-поискового поведения к окончанию обучения в младшей школе уже сформированы и сохраняют устойчивость в течение всего периода обучения в средних классах. 

В ходе анализа влияния успеваемости школьников на количество поисковых запросов, совершаемых ими при выполнении поисковых заданий разного типа, установлена сопряженность успеваемости только с выполнением проблемно-ориентированного задания, для которого характерно большее количество поисковых запросов у хорошо успевающих школьников и меньшее – для слабоуспевающих (см. таблицу 2).

На основании полученных результатов можно констатировать, что наиболее тесно связанными с успеваемостью оказываются проблемно-ориентированные задания, выполнение которых, как отмечалось выше предъявляет наиболее серьезные требования к когнитивной и метакогнитивной вовлеченности учащихся [10; 11], и определяет необходимость более активного поиска информации, релевантной поисковой проблеме, что проявляется в увеличении количества поисковых запросов [7]. Осуществление фактологического и простого информационного поиска, судя по всему, не обеспечивает достаточную степень когнитивной и метакогнитивной вовлеченности школьников. На этом основании можно с большой долей уверенности утверждать, что проблемно-ориентированные онлайн-поисковые задания, интегрированные в образовательную активность школьников в качестве одного из ее элементов, в большей степени решают задачи, связанные с достижением образовательных результатов, чем задания, предполагающие поиск конкретной фактологической информации (фактологический поиск) или некоторой совокупности фактов (простой информационный поиск). Отметим также, что выполнение проблемно-ориентированных онлайн-поисковых заданий создает наиболее благоприятные предпосылки для формирования широкого спектра метапредметных навыков, таких как формулировка проблемы, анализ и синтез информации, мониторинг деятельности и оценка ее результатов. 

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о необходимости последовательного перехода от преимущественного использования простых онлайн-поисковых заданий, которые, согласно данным мониторинговых исследований, сегодня наиболее распространены в образовательной практике [1], к внедрению в образовательный процесс онлайн-поисковых заданий проблемноориентированного типа, навыки выполнения которых, судя по всему, способствуют достижению более высоких образовательных результатов, чего не наблюдается в отношении заданий, предполагающих фактологический или простой информационный поиск. 

Исследование позволило установить наличие прямых связей между успеваемостью учащихся средней школы и эффективностью выполнения ими учебных заданий, связанных с онлайн-поиском информации, только для заданий проблемно-ориентированного типа. На основании полученных результатов сделан вывод о необходимости использования в образовательном процессе преимущественно онлайнпоисковых заданий проблемно-ориентированного типа, которые в большей степени, в сравнении с более простыми типами онлайнпоисковых заданий, способствуют вовлечению школьников в учебную деятельность и тем самым создают более благоприятные условия для достижения высоких образовательных результатов.

Литература 

1. Miklyaeva A.V., Bezgodova S.A. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. Pp. 1629-1638. doi: 10.3897/ap.2.e1629 

2. Hope A. Internet pollution discourses, exclusionary practices and the ‘culture of over‐blocking’ within UK schools // Technology, Pedagogy and Education. 2008. Vol. 17 (2). Pp. 103-113. doi: 10.1080/14759390802098599 

3. Wilson T.D. Information seeking behaviour and the digital information world // European Science Editing. 2004. Vol. 30. Pp.77-81. 

4. Huertas-Bustos A., López-Vargas O., Sanabria-Rodríguez L. Effect of a Metacognitive Scaffolding on Information Web Search // The Electronic Journal of e-Learning. 2018. Vol. 16 (2). Pp. 91-106. 

5. Jonassen D.H., Howland J., Moore J., Marra R.M. Learning to solve problems with technology: A constructivist perspective (2nd ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice-Hall., 2003. 

6. Huertas-Bustos A., López-Vargas O., Sanabria-Rodríguez L. Effect of a Metacognitive Scaffolding on Information Web Search // The Electronic Journal of e-Learning. 2018. Vol. 16 (2). Pp. 91-106. 

7. Monchaux S., Amadieu F., Chevalier A., Marine C. Query strategies during information searching: Effects of prior domain knowledge and complexity of the information problems to be solved // Information, Processing and Management. 2015. Vol. 51. Pp. 557-569. doi: 10.1016/j.ipm.2015.05.004 

8. Sanchiz M., Chin, J., Chevalier A., Fu W.T., Amadieu F., He J. Searching for information on the web: Impact of cognitive aging, prior domain knowledge and complexity of the search problems // Information Processing & Management. 2017. Vol. 53. No. 1. Pp. 281-294. doi: 10.1016/j.ipm.2016.09.003 

9. Şendurur E., Yıldırım Z. Students’ Web Search Strategies With Different Task Types: An Eye-Tracking Study // International Journal of HumanComputer Interaction. 2015. Vol. 31. Pp. 101-111. doi: 10.1080/10447318.2014.959105 

10. Zhou M. A systematic understanding of successful web searches in information-based tasks // Educational Technology & Society. 2013. Vol. 16. Pp. 321-331. 

11. Zhou M., Lam K.K. Metacognitive scaffolding for online information search in K-12 and higher education settings: a systematic review // Educational Technology Research and Development. 2019. Vol. 67. Pp. 1353-1384. 

12. Aula A., Nordhausen K. Modeling successful performance in web searching // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2006. Vol. 57. Pp.1678-1693. doi: 10.1002/asi.20340

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49509256

Файлы
  1. phpRTJ0sB

Проект

Другие публикации автора

Соавторы
Светлана Безгодова
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon