Введение. Мобильные устройства все увереннее занимают позиции не только как инструменты личной коммуникации, но и как звенья современных образовательных технологий в школе, вузе, в системах повышения квалификации и дополнительного образования. Лидирующее место среди таких устройств принадлежит смартфону (англ. smartphone, дословно «умный телефон»). Действительно, смартфон во-многом оправдывает свой буквальный смысл, позволяя владельцу быстро находить информацию в интернете, ориентироваться в пространстве, делать снимки или видео необходимых материалов или интересных объектов, планировать свое время, обмениваться мгновенными сообщениями и многое другое. Благодаря небольшому размеру, он всегда под рукой, а встроенные сервисы Play Market (для Android) или App Store (для iPhone) содержат растущее число приложений, ориентированных на использование в школьном или вузовском образовании (например, «Бетафизикс», «Анатомия – 3D атлас», словарь-переводчик ABBY Lingvo и другие). В то же время, в профессиональных педагогическом и психологическом сообществах активно ведутся дискуссии о том, стоит ли внедрять смартфон в образовательный процесс в качестве повседневного инструмента.
Все многообразие мнений по этому вопросу можно свести к трем позициям: (1) смартфон однозначно необходимо запретить в школьном образовании, так как он мешает полноценной включенности в предметную деятельность (Lepp, Barkley, Karpinski 2014; Thornton, Faires, Robbins et al. 2014; Ward, Duke, Gneezy et al. 2017); (2) смартфон дает массу возможностей для развития познавательных способностей обучающихся с учетом их индивидуальности, поэтому необходимо поощрять его применение (Бройдо, Ильина 2013); (3) смартфон допустим к использованию в образовательных целях, но необходимо соблюдать меру и учитывать специфику изучаемого предмета и его задач (Регуш, Алексеева, Веретина и др. 2019; Солдатова, Вишнева 2019). Каждая позиция, как можно видеть, имеет подкрепляющие ее исследования, в связи с чем, мы решили провести психологический анализ того, каков потенциал смартфона как инструмента обучения. Реализация этой задачи решалась через анализ литературы и проведение собственного эмпирического исследования.
Материалы и методы. Анализ литературы предполагал выделение в отечественных (e-library.ru, cyberleninka.ru) и зарубежных (Scopus) базах данных публикаций, содержащих в названии или тексте статьи совместно такие ключевые слова, как: «смартфон», «познавательные процессы» (в том числе по их видам: «мышление», «внимание», «память»), «обучение». В результате была составлена таблица, в которой отражены развивающий и ограничивающий потенциалы смартфона в связи с каждым из познавательных процессов (представлена ниже).
Эмпирическое исследование проводилось с использованием методов анкетирования и тестирования.
Анкета была направлена на оценку отдельных сторон использования школьниками возможностей сети Интернет для решения учебных задач. В структуру анкеты, помимо прочих, входили такие блоки:
1. доступность различных технических устройств (в том числе смартфона) для использования при самостоятельном выполнении учебных заданий;
2. техническое устройство, которое является предпочитаемым для онлайн-поиска учебной информации, необходимой для решения учебных задач;
3. Интернет-ресурсы, которые используются в процессе учебных задач и источник информации об этих ресурсах;
4. Сведения об успеваемости и социально-демографическая информация.
Тестирование служило цели оценить школьную мотивацию респондентов. Его основу составили вопросы «Методики диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников» Е. М. Лепешовой с последующей факторизацией и выделением шкал на этой основе. На основании итогового факторного решения, объясняющее 49,6 % суммарной дисперсии, были сформированы 6 шкал с удовлетворительной внутренней согласованностью пунктов (α Кронбаха превышает 0,72 для каждой из шкал): познавательная мотивация, мотивация самоутверждения, мотивация родительского одобрения, коммуникативная мотивация, проспективная мотивация, мотивация избегания наказания.
В выборку исследования вошли 582 ученика 5-9 классов, обучающихся в школах Санкт-Петербурга (возраст 11–16 лет, 56,01 % девочек). Обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica 12.0 и включала частотный анализ, расчет описательных статистик, сравнительный анализ (критерий Краскела-Уоллиса, Н) и корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена, rs).
Результаты и их обсуждение. Составленная на основании анализа литературы таблица содержит выявленные в различных экспериментальных и опросных исследованиях взаимосвязи между использованием смартфона и познавательными способностями (см. таблицу).
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день отсутствует целостная картина того, каков потенциал смартфона в качестве инструмента обучения. Можно отметить, что смартфон, благодаря возможности делать фотографии, просматривать видео, прослушивать музыку, должен способствовать более детальному изучению какого-либо объекта. Другой вопрос, что для этого в логике преподаваемой дисциплины необходимы специально составленные задания. В противном случае у обучающихся возникает желание отложить изучение на более удобное время, которое с большой вероятностью может быть занято чем-то другим. Кроме того, размеры смартфона и яркий экран в большой степени нагружают зрительную систему обучающегося. Постоянное нерегулируемое взаимодействие с таким устройством, например, у младших школьников в условиях работы дома в вечернее время может приводить к нарушению сна и росту возбудимости (Kardaras 2016). Последнее имеет отложенные последствия в росте утомляемости и снижении успеваемости.
Больше всего нежелательных эффектов от использования смартфона фиксируется в связи со вниманием. Небольшие размеры мобильных устройств, возможность одновременно просматривать лишь одно окно, отвлечение на сообщения с одной стороны способствуют развитию навыка переключения и распределения внимания. В связи с этим страдает существенная для глубокого познания сути предмета и целенаправленной деятельности способность к длительному сосредоточению внимания на чем-либо одном. По данным некоторых авторов, человек, отвлекаясь на обмен сообщениями, тратит в четыре раза больше времени на выполнение стоящей перед ним задачи (Levine, Waite, Bowman 2007), а время перерывов между заданиями (которое уходит на проверку личных сообщений) увеличивалось в 1,3 раза (Акопова 2020).
С отмеченной проблемой сопряжены вероятно и отмечаемые исследователями трудности в работе оперативной памяти. Работа в режиме «многозадачности» и отвлекаемости быстро перегружает имеющийся у обучающегося ресурс для оперирования текущей информацией. Кроме того, может возникнуть желание переложить функцию запоминания на подручное устройство (фото-, аудио-, видео-копирование, загружаемые файлы), что не способствует тренировке как оперативной, так и долговременной памяти.
Развивающий потенциал смартфона связан, как можно видеть из экспериментов, с мышлением. Стоит отметить, что здесь важная роль отводится педагогу (Moorleghen, Oli, Crowe et al. 2019), который ставит те или иные задачи при работе с мобильными приложениями, ориентирует на определенные виды игр, стимулирует поисковую деятельность и умения работать с информацией.
В виду фрагментарности имеющегося материала, особенно в отечественной литературе, сохраняется острая необходимость более детальных исследований экспериментального и лонгитюдного планов для проверки отмеченных тенденций. Главной проблемой, вероятно, остается воздействие смартфона на способность фокусировать внимание, которое, будучи сквозным психическим процессом, обеспечивает фундамент и для сенсорной обработки информации, и для запоминания, и для более сложных абстрактных операций мышления.
Отметим, что в эмоциональном плане у многих школьников (и более взрослых обучающихся) возникает зависимость от смартфона, сопровождающаяся ростом тревожности при невозможности какое-то время контактировать с ним (Lepp, Barkley, Karpinski 2014).
В сфере волевой регуляции поведения имеются отдельные данные, что нерегулируемое использование мобильных устройств, в частности, смартфона сопряжено со сниженными показателями самоконтроля и повышения импульсивности поведения (Lee, Chang, Lin et al. 2014). Кроме того, в ситуации использования смартфона может снижаться степень ответственности за принятие решений (Barque-Duran, Pothos, Hampton et al. 2017). Проведенное нами изучение мотивации школьников с 5 по 9 классы показало наличие достоверных различий между испытуемыми, отдающими предпочтение смартфону, и теми, кто чаще использует для выполнения учебных заданий ноутбук или планшет. Так, у школьников, предпочитающих смартфон, в большей степени, чем у остальных, выражена коммуникативная мотивация и мотивация родительского одобрения (H=10,50 при р<0,05), в то время как у тех, кто предпочитает компьютер/ноутбук или планшет, более выражена познавательная мотивация (H=10,78 при р<0,05).
Анализ подгрупп школьников (предпочитают компьютер/ноутбук, планшет или смартфон) выявил дополнительные данные. В группе школьников, отдавших предпочтение компьютеру или ноутбуку, параметр «познавательная мотивация» оказался в структуре корреляционной плеяды системообразующим, в то время как в группе тех, кто предпочел смартфон, эту роль взял на себя параметр «проспективная мотивация» (0,49<rs<0,69 при р<0,05). В обеих обозначенных группах параметр «познавательная мотивация» оказался положительно связанным с параметром, который характеризует частоту использования интернет-ресурсов, рекомендованных учителями (0,31<rs<0,67 при р<0,05).
В выборке школьников, отдавших предпочтение смартфону, системообразующим элементом корреляционной плеяды оказался параметр «мотивация родительского ободрения» (0,12<rss<0,40 при р<0,05). В связи с этим можно предполагать, что в данной группе ресурсы академической успеваемости учащихся во многом обеспечиваются родительской поддержкой и помощью, саморегуляция на этом фоне оказывается вторичной.
Выводы. Проведенные обзорное и эмпирическое исследования потенциала смартфона как инструмента обучения позволяет сделать следующие выводы. Смартфон имеет ряд несомненных преимуществ:
-делает процесс обучения более личным, учитывая ряд индивидуальных особенностей своего пользователя;
- способствует развитию ряда когнитивных навыков (вербальный и невербальный интеллект, переключение внимания, расширение словарного запаса и др.);
- дает возможность ставить на уроках задачи, предполагающие активную онлайн-коммуникацию обучающихся.
При этом развивающее действие требует для своей реализации тщательной продуманности и структурированности со стороны педагога, его направляющего, регулирующего и корректирующего воздействия.
Проблемные стороны использования смартфона связаны:
- с обратной стороной индивидуации обучения, а именно, с зависимостью обучающегося от своего мобильного устройства;
-с негативными эффектами, которые оказываются на сквозные психические процессы – внимание и память;
-с дефицитом самоконтроля;
-преобладанием внешнего одобрения в качестве мотивирующего фактора.
Отмеченные особенности дают возможность для постановки новых задач эмпирического плана и основания для некоторых практических рекомендаций педагогам и психологам.
Литература
- Акопова, М. А. (2020) Влияние смартфонов на аттенционные способности студентов. Вестник университета, № 6, с. 167–172. DOI 10.26425/1816-4277-2020-6-167-172
- Бройдо, В. Л., Ильина, О. П. (2013) M-Learning в системе высшего профессионального образования. В кн. В. В. Трофимов, В. Ф. Минаков (ред.). Сборник научных статей 8-й международной научной конференции. СПб.: Инфо-да, с. 150–158.
- Емелин, В. А., Рассказова, Е. И., Тхостов, А. Ш. (2012) Психологические последствия развития информационных технологий. Национальный психологический журнал, № 1 (7), с. 81–87.
- Микова, Т. Е. (2019) Возможности и последствия применения смартфонов в обучающейся деятельности. Современная высшая школа: инновационный аспект, т. 11, № 3, с. 53–61. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-3-53-61
- Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. (2002) Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 272 с.
- Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р.и др. (2019) Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, № 194, с. 19–29.
- Солдатова, Г. У., Вишнева, А. Е. (2019) Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? Консультативная психология и психотерапия, т. 27, № 3, с. 97–118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307
- Солдатова, Г. У., Трифонова, А. В. (2018) Медиамногозадачность: стоит ли беспокоиться. Дети в информационном обществе, № 28, с. 26–37.
- Усенков, Д. Ю. (2010) Конструирование цифровых учебных ресурсов для дистанционного обучения в форме web-страниц для карманных вычислительных устройств (смартфонов). Дистанционное и виртуальное обучение, № 12, с. 83–90.
- Шахмартова, О. М. (2012) Подросток и компьютер. Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, № 28, с. 1339–1347.
- Barque-Duran, А., Pothos, Е. M., Hampton, J. A., Yearsley, J. M. (2017) Contemporary morality: Moral judgments in digital contexts. Computers in Human Behavior, vol. 75, pр. 184–193. DOI: 10.1016/j.chb.2017.05.020
- Barr, N., Pennycook, G., Stolz, J. A., Fugelsang, J. A. (2015) The brain in your pocket: evidence that smartphones are used to supplant thinking. Computers in Human Behavior, no. 48, pp. 473–480. DOI: 10.1016/j.chb.2015.02.029
- Boari, D., Fraser, M., Stanton Fraser, D., Cater, K. (2012) Augmenting spatial skills with mobile devices. In: Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Boari, D., Fraser, M., Stanton Fraser, D., Cater, K. (2012) Augmenting spatial skills with mobile devices. In: Proceedings of the ACM SIGCHI Conference on Human Factors in Computing
- Cain, M. S., Leonard, J. A., Gabrieli, J. D. E., Finn, A. S. (2016) Media multitasking in adolescence. Psychonomic Bulletin & Review, no. 23, pp. 1932–1941. DOI: 10.3758/ s13423-016-1036-3
- Fox, A. B., Rosen, J., Crawford, M. (2009) Distractions, distractions: does instant messaging affect college students’ performance on a concurrent reading comprehension task? Cyberpsychology Behavior, no. 12, pp. 51–53. DOI: 10.1089/cpb.2008. 0107
- Frost, P., Donahue, P., Goeben, K. et al. (2019) An examination of the potential lingering effects of smartphone use on cognition. Applied Cognitive Psychology, no. 33(6), pp. 1055–1067. DOI: 10.1002/acp.3546
- Henkel, L. A. (2014) Point-and-shoot memories: The influence of taking photos on memory for a museum tour. Psychological Science, no. 25, pp. 396–402. DOI: 10.1177/0956797613504438
- Kay, R., Lauricella, S. (2011) Unstructured vs. structured use of laptops in higher education. Journal of Information Technology Education: Innovations in Practice, no. 10, pp. 33–42. DOI: 10.28945/1363
- Kardaras, N. (2016) It’s ‘digital heroin’: How screens turn kids into psychotic junkies. New York Post, vol. 27. [Электронный ресурс]. URL: http://nypost.com/2016/08/27/its-digitalheroin-how-screens-turn-kids-intopsychotic-junkies (дата обращения 05.09.2020).
- Lee, Y. K., Chang, C. T., Lin, Y., Cheng, Z. H. (2014) The dark side of smartphone usage: psychological traits, compulsive behavior and technostress. Computers in Human Behavior, no. 31, pp. 373–383. DOI: 10.1016/j.chb.2013.10.047
- Lepp, A., Barkley, J. E., Karpinski, A. C. (2014) The relationship between cell phone use, academic performance, anxiety, and satisfaction with life in college students. Computers in Human Behavior, no.31, pp. 343–350. DOI: 10.1016/j.chb.2013. 10.04
- Levine, L. E., Waite, B. M., Bowman, L. L. (2007) Electronic media use, reading, and academic distractibility in college youth. CyberPsychology & Behavior, vol. 10, no. 4, pp. 560–566. DOI: 10.1089/cpb.2007.9990
- Levine, L. E., Waite, B. M., Bowman, L. L. (2007) Electronic media use, reading, and academic distractibility in college youth. CyberPsychology & Behavior, vol. 10, no. 4, pp. 560–566. DOI: 10.1089/cpb.2007.9990
- Minear, M., Brasher, F., McCurdy, M.et al. (2013) Working memory, fluid intelligence, and impulsiveness in heavy media multitaskers. Psychonomic Bulletin & Review, no. 20, pp. 1274– 1281. DOI: 10.3758/s13423-013-0456-6
- Moisala, M., Salmela, V., Hietajärvi, L. et al. (2016) Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young adults. Neuroimage, vol. 134, pp. 113–121. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
- Moorleghen, D. M., Oli, N., Crowe, A. J.et al. (2019) Impact of automated response systems on inclass cell phone use. Biochemistry and Molecular Biology Education, no. 47 (5), vol. 538–546. DOI: 10.1002/bmb.21257
- Parush, A., Ahuvia, S., Erev, I. (2007) Degradation in spatial knowledge acquisition when using automatic navigation systems. In: S. Winter, M. Duckham, L. Kulik, B. Kuipers (eds.). Spatial Information Theory. Berlin: Springer, pp. 238–254. DOI: 10.1007/978-3-540-74788-8_15
- Thornton, B., Faires, A., Robbins, M., Rollins, E. (2014) The mere presence of a cell phone may be distracting implications for attention and task performance. Social Psychology, no. 45, pp. 479–488. DOI: 10.1027/1864-9335/a000216
- Uncapher, M. R., Thieu, M., Wagner, A. D. (2015) Media multitasking and memory: differences in working memory and long-term memory. Psychonomic Bulletin & Review, no. 23, pp. 483– 490. DOI: 10.3758/s13423-015-0907-3
- Ward, A. F., Duke, K., Gneezy, A., Bos, M. W. (2017) Brain Drain: The Mere Presence of One’s Own Smartphone Reduces Available Cognitive Capacity. Journal of the Association for Consumer Research, vol. 2, no. 2, pp. 140–154. DOI: 10.1086/691462
- Wilmer, H. H., Sherman, L. E., Chein J. M. (2017) Smartphones and cognition: a review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning. Frontiers in Psychology, no. 8 (605). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC5403814/ (дата обращения 20.10.2020). DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00605
https://elibrary.ru/item.asp?id=44271264&