Интерес и осведомленность в предметном поле поиска как факторы, опосредующие содержание онлайн-поисковых запросов школьников

18 мая 2023 // Анастасия Микляева

Оценивалось влияние интереса и осведомленности в предметном поле на формулировку онлайн-поисковых запросов учащимися 5-9 классов (n-206) в процессе выполнения учебного задания. Показано, что осведомленность повышает содержательность уточняющих запросов, а интерес не оказывает существенного влияния.

Введение. Мониторинговые исследования процессов цифровизации общего образования свидетельствуют о том, что в средней школе одной из основных форм образовательной онлайн-активности учащихся остается поиск дополнительной учебной информации [2]. Задания типа «Найдите в интернете материал о … и подготовьте сообщение/презентацию» широко применяются сегодня в практике преподавания различных учебных дисциплин, однако вопрос их эффективности остается малоизученным, несмотря на его очевидную значимость в контексте решения задачи повышения качества образования в условиях последовательной цифровизации образовательной среды. В частности, непроясненными остаются вопросы, связанные с методическими аспектами эффективного применения подобных заданий в работе с учащимися средней школы. В нашем исследовании предпринята попытка найти ответ на два вопроса, важных в контексте совершенствования методики использования заданий, направленных на онлайн-поиск дополнительной информации, в образовательном процессе в средней школе: 1) должно ли поисковое задание быть интересным и 2) нужно ли предварительно снабжать учащихся некоторым объемом «вводной» информации, которая позволила бы им сориентироваться в информационном потоке? В качестве материала для анализа использованы поисковые запросы, формулируемые школьниками в процессе выполнения учебного задания, предполагающего поиск дополнительной информации, исходя из того, что качество поискового запроса отражает степень когнитивной включенности субъекта поиска в поисковый процесс [3] и благодаря этому может использоваться для оценки релевантности осуществляемой активности целям и содержанию осуществляемой активности, в нашем случае, имеющей образовательный характер. Таким образом, конкретный исследовательский вопрос был сформулирован следующим образом: какой вклад вносят факторы осведомленности в предметном поле поиска и интереса к выполняемому заданию в качество онлайн-поисковых запросов, формулируемых школьниками в процессе выполнения задания, связанного с поиском дополнительной информации?

Материалы и методы. Анализировались онлайн-поисковые запросы, которые формулировали школьники, учащиеся 5–9 классов, в процессе выполнения учебного задания, предполагающего поиск дополнительной информации в сети Интернет. Поисковое задание, выполняемое школьниками, было сформулировано в форме простой поисковой задачи, которая является наиболее распространенным в современной образовательной практике форматом учебного задания, связанного с онлайн-поиском дополнительной учебной информации: «Подготовь краткое информационное сообщение (до 5 минут) о планете Марс». Подбор задания был осуществлен с учетом содержания школьной программы таким образом, чтобы тематика не дублировала актуальные школьные задания, тем самым снижалась вероятность искажения данных под воздействием влияния предшествующего опыта выполнения аналогичных заданий). Оценка осведомленности в предметном поле поиска и интереса к учебному заданию осуществлялась на основе самооценок школьников, которым предлагалось ответить на соответствующие вопросы, используя 10-балльную шкалу, где максимальные оценки интереса и осведомленности составляют 10 баллов. Вопрос, направленный на оценку осведомленности в предметном поле поиска, задавался до начала выполнения онлайн-поискового задания: «Оцени свои знания о планете Марс, используя любую оценку от 1 до 10, где 1 – совсем ничего не знаю, 10 – знаю про Марс все, что только можно знать». Вопрос, с помощью которого оценивался интерес к заданию, задавался после того, как его выполнение было завершено: «Оцени, насколько тебе было интересно выполнять это задание, используя любую оценку от 1 до 10, где 1 – совсем не интересно, 10 – очень интересно».

В исследовании приняли участие 206 школьников, обучающихся в 5-9 классах общеобразовательных школ, в том числе 115 девочек и 91 мальчик. Средний возраст участников исследования составил 13,24±1,56 лет.

При обработке результатов исследования учитывалось количество поисковых запросов, формулируемых школьниками при выполнении задания, а также их содержание, которое анализировалось с применением метода дедуктивного контент-анализа. В качестве основания для выделения контент-аналитических категорий использовалась классификация запросов, предложенная А. Бродером [1], которая позволяет выделить три типа запросов: навигационные (поиск определенного сайта), информационные (поиск той или иной информации, могут быть дифференцированы на общие и конкретизированные) и трансакционные (совершение тех или иных действий). Контент-анализ осуществлялся для первичных и уточняющих запросов отдельно в случае, если школьник использовал уточняющие формулировки.

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica10.0 и включала расчет описательных статистик (M±S), а также дисперсионный анализ ANOVA/MANOVA (F) и регрессионный анализ.

Результаты и их обсуждение. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что количество поисковых запросов, формулируемых школьниками в процессе выполнения учебного задания, связанного с онлайн-поиском дополнительной информации, не зависит от интереса к учебному заданию и степени осведомленности в предметном поле поиска. Регрессионный анализ, в котором в качестве зависимой переменной было включено общее количество поисковых запросов, а в качестве независимых – интерес и осведомленность, показал, что уравнении регрессии отсутствуют переменные (R 2 =0). Также не было выявлено статистически достоверных различий в количестве поисковых запросов у школьников, которые использовали при выполнении учебного задания поисковые запросы разного типа (F=0,59 при р=0,58 и F=0,37 при р=0,69 для факторов «тип первичных запросов» и «тип уточняющих запросов» соответственно; F=0,53 при р=0,67 для взаимодействия двух указанных факторов). Таким образом, можно констатировать, что количество поисковых запросов, формулируемых школьниками, является относительно независимой переменной, которая определяется, в первую очередь, не содержанием учебной задачи, а характерными для школьника способами регуляции онлайн-поисковой активности, которые, вероятно, складываются за пределами учебной деятельности и впоследствии переносятся на действия, связанные с выполнением учебных заданий. Примерно треть школьников (37,9%) при выполнении задания ограничилась единственным поисковым запросов, а подавляющее большинство (более 90%) использовали при выполнении задания не более двух запросов, что косвенно подтверждает гипотезу о переносе в учебную деятельность способов онлайн-поиска, сложившихся при решении бытовых задач, которые предполагают простой и однозначный ответ и не требует синтеза информации, представленной в разных источниках.

В ходе контент-анализа содержания онлайн-поисковых запросов было установлено, что в процессе выполнения учебного задания школьники отдают предпочтение общим (неконкретизированным) информационным запросам (62,9% первичных и 35,7% уточняющих запросов). Конкретизированные вопросы встречаются преимущественно на этапе уточнения первоначальных формулировок (52,0%) и составляют только 12,6% в структуре первичных запросов. Также довольно распространены трансакционные запросы, связанные с поиском готовых работ на заданную тему (15,2% и 7,2% из числа первичных и уточняющих запросов соответственно), и запросы навигационного типа, в нашем случае предполагающие обращение исключительно к ресурсам Википедии (9,3% и 5,1% соответственно).

При сопоставлении типов поисковых запросов, используемых школьниками при выполнении задания, и оценок интереса к заданию и осведомленности в проблемном поле поиска было установлено, что в случае первичного запроса предпочтение того или иного типа поискового запроса не определяется ни одним из этих факторов (F=0,11 при р=0,88 и F=0,19 при р=0,83 соответственно). Для уточняющих запросов получен иной результат: интерес к заданию не оказывает влияния на их содержание (F=0,87 при р=0,42), тогда как осведомленность в проблемном поле поиска, напротив, вносит существенный вклад (F=2,57 при р=0,04). Не используют уточняющие запросы или же используют трансакционные запросы, направленные на поиск готовых решений, школьники с самыми низкими показателями осведомленности (3,21±1,78 и 3,31±1,71 соответственно). Школьники с более высокими показателями осведомленности предпочитают в качестве уточняющих использовать информационные и навигационные (отсылающие к Википедии) запросы (3,90±2,04 и 4,56±2,26 соответственно).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что осведомленность в предметном поле поиска оказывает более существенное влияние на качество онлайн-поискового поведения школьников в процессе выполнения учебного задания, чем интерес, что следует учитывать при использовании заданий, связанных с онлайн-поиском дополнительной информации, в педагогической практике. Помимо этого, обращает на себя внимание тот факт, что «чувствительными» к фактору осведомленности являются только вторичные (уточняющие) запросы, тогда как первичные, по всей вероятности, так же, как и количественные характеристики, отражают сложившиеся у школьников способы решения онлайнпоисковых задач, которые применяются независимо от содержания деятельности. В случае, когда школьник недостаточно информирован о предметном поле поиска, он чаще всего ограничивается единственным поисковым запросом или, столкнувшись с первыми трудностями, предпочитает найти в сети готовую работу. Школьники, которые демонстрируют более высокую степень осведомленности о предметном поле поиска, используют дополнительные запросы чаще, причем эти запросы носят преимущественно информационный характер, то есть непосредственно связаны с содержанием выполняемой учебной задачи. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что наиболее осведомленные в проблеме школьники обращаются к Википедии не в первую очередь, а в качестве вторичного источника информации; можно предполагать, что в их случае Википедия используется не в качестве основного информационного источника, а в качестве наиболее доступного инструмента структурирования и систематизации имеющихся знаний и информации, найденной в сети.

Выводы. Таким образом, результаты исследования позволяют заключить, что в ситуации выполнения учащимися средней школы учебного задания, связанного с необходимостью поиска дополнительной информации в сети Интернет, осведомленность в предметном поле поиска оказывает более выраженное влияние на характеристики поискового поведения, выражающиеся в формулировках поисковых запросов, чем интерес к выполняемому заданию, повышая содержательность уточняющих запросов.

В качестве ограничений данного исследования необходимо отметить специфику стимульного материала, которая проявляется в естественнонаучной направленности поисковой задачи, а также в простоте ее формулировки, которая облегчает выделение ключевых слов и тем самым способствует формулированию информационных запросов общего характера. Перспективы исследования связаны с анализом вклада факторов интереса и осведомленности в выполнение сложных (проблемноориентированных) поисковых заданий.

Литература 

1. Broder A. A taxonomy of Web search // SIGIR Forum. 2002. Vol. 36 (2). Pp. 3-10. 

2. Miklyaeva A.V., Bezgodova S.A. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. Pp. 1629-1638. 

3. Monchaux S., Amadieu F., Chevalier A., Marine С. Query strategies during information searching: Effects of prior domain knowledge and complexity of the information problems to be solved // Information Processing and Management. 2015. Vol. 51. Pp. 557- 569. 

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49213824

Проект

Другие публикации автора

Соавторы
Светлана Безгодова
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon