Связь онлайн поиска информации и исполнительных функций у детей

21 мая 2023 // Анастасия Микляева

Интернет-ресурсы и онлайн-поиск используются как во время образовательного процесса в школе, так и учениками самостоятельно для подготовки к занятиям. Целью исследования был поиск взаимосвязей между онлайн-поиском информации в сети Интернет и исполнительными функциями. В исследовании принял участие 71 ребенок (33 девочки). Возраст - 10-17 (12,91 ± 2,33) лет. Детям необходимо было найти в сети Интернет ответ на вопрос.

В 2020 году школы приостановили очные занятия в 180 странах мира, что оказало значительное влияние на 90 % учащихся (1,5 миллиарда человек) по всему миру [12; 18]. Пандемия Covid-19 способствовала бо́льшему использованию Интернет-ресурсов для обучения. Увеличилось число онлайн запросов, связанных с учебной деятельностью [8; 16]. И после пандемии возросла популярность онлайн занятий с детьми [7]. 

Также Интернет-ресурсы активно используются в образовательном процессе, в том числе и для подготовки к урокам [1]. В России и США каждый день используют Интернет 89 % и 92 % подростков, соответственно [6; 13]. В Австрии 94 % подростков используют интернет каждый день, из них 62 % ежедневно ищут информацию через сеть Интернет [13]. 

Дети и подростки могут по-разному искать информацию в Сети, и получается это делать не всегда эффективно. Дети и младшие подростки (11-13 лет) формируют фразовые или вопросительные запросы, вместо поиска по ключевым словам [9]. Дети и подростки также открывают топ-ссылки, которые появляются на странице поисковой выдачи после введения запроса. Если информация, которую они находят, соответствует их поисковым ожиданиям, то они завершают поиск в Сети без проверки достоверности источника [19]. 

Исполнительные функции влияют на способность человека осваивать сложные навыки и приобретать новые знания, а также сосредотачиваться на школьных задачах [15]. Исполнительные функции - это навыки, необходимые для когнитивного контроля над поведением и эмоциональным состоянием, а также для обработки информации, необходимой для обучения и памяти. Исполнительные функции позволяют следовать инструкциям, оставаться сосредоточенными и целеустремленными, несмотря на отвлекающие факторы, обрабатывать информацию, планировать и организовывать деятельность и регулировать эмоциональные импульсы. 

Несмотря на большое разнообразие исполнительных функций, чаще всего выделяют три основных компонента исполнительного функционирования: тормозный контроль, рабочая память и когнитивная гибкость. В этой работе будут рассмотрены первые два компонента [14].

Тормозный контроль определяется как способность останавливать или подавлять внимание к информации, не относящейся к задаче, и/или подавлять доминантную реакцию. Рабочая память рассматривается как способность активно удерживать, манипулировать и обновлять информацию в уме [10; 14]. 

В рабочей памяти мы также можем выделить проактивное торможение (проактивную интерференцию) и обучение через воспроизведение. Проактивное торможение - это подавление новой информации, ранее полученной, но уже неактуальной информацией [17]. Или когда ранее изученный материал мешает усвоению нового [11]. Обучение через воспроизведение - лучшее запоминание информации после неоднократного воспроизведения в рабочей памяти [3]. 

Было обнаружено крайне мало исследований связи онлайн-поиска учебной информации и исполнительных функций детей и подростков (поиск велся в научной электронной библиотеке eLIBRARY и в поисковой системе Академия Google). 

Цель исследования - поиск взаимосвязей между онлайн-поиском информации в сети Интернет и исполнительными функциями (тормозным контролем и рабочей памятью). 

Материалы и методы

Обследование проходило в психофизиологической лаборатории в дневное время суток. Участники - 71 ребенок (33 девочки). Возраст - 10-17 (12,91 ± 2,33) лет. После прохождения ребенку рассказывали о результатах. 

Для исследования тормозного контроля была использована методика РеБОС Вергунова Е. Г. и Черникова И. С. [2], и в ней парадигма go/no-go. Методика состоит из трёх серий (тренировочная, первая, вторая). На экране монитора, на белом фоне посередине появляются круги разного цвета. Каждый раз при появлении круга необходимо нажимать на клавишу "пробел" (Space). В тренировочной серии 8 стимулов (кругов), которые появляются через равные промежутки времени. В первой серии необходимо также нажимать на клавишу "пробел" при появлении любого стимула (go), но серия длится 3,2 минуты, и стимулы предъявляются нелинейно. Также серия делится на две части. Порядок появления стимулов в первой и второй части серии одинаковый. Во второй серии круги появляются в той же последовательности, что и в первой серии, но меняется инструкция: необходимо нажимать на все круги, кроме красного (no go). Замеряется среднее время реакции в двух частях двух серий и количество "красных" ошибок (не нужно нажимать на красный кружок, но ребенок нажал). 

Для оценки объема рабочей памяти применялась оригинальная компьютерная методика Разумниковой О. М. и Савиных М. А. (авторское свидетельство 2016617675) [4; 5]. В методике предъявлялись зрительные стимулы (объекты) из разных семантических категорий (цветы, грибы, насекомые…). Методика содержит три серии. Инструкция: с помощью компьютерной мыши необходимо каждый раз нажимать на новый объект, который еще не появлялся. В каждой серии стимулы появляются в произвольном порядке относительно семантической категории в арифметической прогрессии с шагом 1. Максимальное количество стимулов - 30. В каждой серии необходимо было заново запомнить появляющиеся объекты без учета запомненных стимулов в предыдущих сериях. Оценивались следующие параметры: количество запомненных объектов в трех сериях, проактивное торможение, обучение через воспроизведение. 

Для поиска в сети Интернет использовался браузер Яндекс. Ребенку необходимо было найти ответ на вопрос: "Какой самый крупный кратер на Марсе?". Оценивалось время, которое респондент тратил на поиск ответа, и находил ли ребенок правильный ответ или нет. 

Результаты и их обсуждение 

Был проведен факторный анализ при помощи программного обеспечения SPSS Statistics 26 (таблица 1 и таблица 2), который показал четырехфакторное решение. Согласно данным таблицы 1, мера адекватности выборки КМО равна 0,508, что позволяет использовать такой вариант анализа. Совокупная дисперсия охватывает 67 %.

Первый фактор (таблица 2) составил 19,9 % объяснённой дисперсии. Включил в себя среднее время реакции двух серий методики go и no-go, возраст и ответ, полученный при поиске в сети Интернет, с отрицательным знаком. Чем старше ребенок, тем быстрее он реагирует как на простые сенсомоторные стимулы, так и на сложные, связанные со способностью затормозить доминирующую, но нерелевантную реакцию. И тем успешнее он выполняет задание онлайн поиска.

Второй фактор (16,4 % объяснённой дисперсии) охватил возраст и количество "красных" ошибок (не нужно нажимать на красный кружок, но респондент нажимает) в двух частях второй серии no-go. Параметры вошли в фактор с противоположными знаками. Чем старше ребенок, тем лучше у него развит тормозный контроль, то есть он способен затормозить поведение, если меняются условия задания. 

Третий фактор составил 15,7 % объяснённой дисперсии. И объединил следующие параметры: проактивное торможения (проактивная интерференция), количество запомненных объектов в первой серии, с отрицательным знаком время онлайн-поиска ответа на учебный вопрос и количество запомненных объектов во второй серии. Именно во второй серии начинает проявляться проактивное торможение, которое связано с подавлением новой информации предыдущей, но уже нерелевантной информацией. Чем больше стимулов ребенок запомнит во второй серии, тем ниже у него будет уровень проактивного торможения. И чем более эффективен у ребенка контроль над проактивным торможением, тем больше времени он тратит на поиск учебной информации в сети Интернет. 

В четвертый фактор (14,8 % объяснённой дисперсии) входят параметры обучения через воспроизведение (при последующем воспроизведении увеличивается количество запомненных объектов) и количество запомненных объектов в третьей серии. Так как именно наиболее успешное выполнение третьей серии обусловливает обучение, связанное с воспроизведением. 

Заключение 

Успешный поиск учебной информации в Интернете связан с развитием исполнительных функцией - как тормозного контроля, так и рабочей памяти. Чем старше ребенок и чем выше скорость сенсомоторной реакции, в том числе и сложной сенсомоторной реакции, связанной с тормозным контролем (no go), тем успешнее поиск в сети Интернет. Чем выше у ребенка уровень контроля над проактивным торможением, тем больше он тратит времени на онлайн-поиск учебной информации.

Список источников [References] 

1. Абдуллаева М.Х. Применение интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы // Вопросы науки и образования. 2019. № 17 (64). С. 85-87. [Abdullaeva M.H. The use of Internet resources in the lessons of the Russian language and literature. Questions of science and education. 2019. No. 17(64). P. 85-87.] 

2. Вергунов Е.Г., Николаева Е.И. Опыт применения методов визуализации в качественном анализе результатов тайм-теста // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7-2(19). С. 128-131. [Vergunov E.G., Nikolaeva E.I. Experience in the use of visualization methods in the qualitative analysis of time-test results // The world of science, culture, education. 2009. No. 7-2(19). P. 128-131.] 

3. Николаева Е.И., Широкова И.В. Соотношение тормозного контроля и рабочей памяти у детей в младшей и средней школе // Вестник психофизиологии. 2021. № 2. С. 73-78. doi: 10.34985/s6044- 6147-1978-b. [Nikolaeva E.I., Shirokova I.V. Correlation between inhibitory control and working memory in children in primary and secondary school // Bulletin of psychophysiology. 2021. No. 2. P. 73-78. doi: 10.34985/s6044-6147-1978-b] 

4. Разумникова О.М., Николаева Е.И. Возрастные и половые различия в формировании тормозного контроля в процессе обучения запоминанию // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 195. С. 89-95. DOI: 10.33910/1992-6464- 2020-195-89-95. [Razumnikova O.M., Nikolaeva E.I. Age and gender differences in the formation of inhibitory control in the process of learning to memorize // Proceedings of the Russian State Pedagogical University By A.I. Herzen. 2020. No. 195. P. 89-95. doi: 10.33910/1992-6464-2020-195-89-95] 

5. Разумникова О.М., Савиных М.А. Программный комплекс для определения характеристик зрительно-пространственной памяти. А.С. 2016617675. 2016. [Razumnikova O.M., Savinykh M.A. Software package for determining the characteristics of visual-spatial memory. A.S. 2016617675. 2016.] 

6. Султанова Ж.А. Научно-теоретический обзор влияния СМИ (на примере интернета) на агрессивное поведение подростков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 429-432. [Sultanova Zh. A. Scientific and theoretical review of the influence of the media (on the example of the Internet) on the aggressive behavior of adolescents // Scientific notes of the University. P. F. Lesgaft. 2019. No. 4(170). P. 429-432.] 

7. Харламова К. Д. Дистанционное образование детей после пандемии. Надо ли? // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции, 23 января - 01 февраля 2021 года. Москва: Международная академия наук педагогического образования, 5 за знания, 2021. С. 451-455. [Harlamova K. D. Distance education of children after the pandemic. Whether it is necessary? // Shamov Pedagogical Readings of the Scientific School of Management of Educational Systems: Collection of Articles of the XIII International Scientific and Practical Conference, January 23 - February 01, 2021. Moscow: International Academy of Sciences of Pedagogical Education, 5 for knowledge. 2021. P. 451-455.] 

8. Bacher-Hicks A., Goodman J., Mulhern C. Inequality in household adaptation to schooling shocks: Covid-induced online learning engagement in real time // Journal of Public Economics. 2021. Vol. 193. 104345. doi:10.1016/j.jpubeco.2020.104345 

9. Bilal D., Gwizdka J. Children's query types and reformulations in Google search // Information Processing & Management. 2018. Vol. 54(6). P. 1022-1041. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2018.06.008 

10. Chevalier N., Sheffield T.D., Nelson J.M., Clark C.A.C., Wiebe A.S., Espy K.A. Underpinnings of the Costs of Flexibility in Preschool Children: The Roles of Inhibition and Working Memory // Developmental Neuropsychology. 2012. Vol. 37(2). P. 99-118. doi:10.1080/87565641.2011.632458 

11. Greenberg J., Romero V.L., Elkin-Frankston S., Bezdek M.A., Schumacher E.H., Lazar S.W. Reduced interference in working memory following mindfulness training is associated with increases in hippocampal volume // Brain Imaging and Behavior. 2019. Vol. 13. P. 366-376. doi: 10.1007/s11682- 018-9858-4 

12. Lee J. Mental health effects of school closures during COVID-19 // The Lancet Child & Adolescent Health. 2020. Vol. 4(6). P. 421. doi: 10.1016/S2352-4642(20)30109-7 

13. Maitz E., Maitz K., Sendlhofer G., Wolfsberger C., Mautner S., Kamolz L., Gasteiger-Klicpera B. Internet-Based Health Information–Seeking Behavior of Students Aged 12 to 14 Years: Mixed Methods Study // Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22(5). e16281. doi: 10.2196/16281 

14. Miguel P.M., Meaney M. J., Silveira P.P. New research perspectives on the interplay between genes and environment on executive functions development // Biological Psychiatry. 2023. doi: 10.1016/j.biopsych.2023.01.008 

15. Novick J.M., Bunting M.F., Dougherty M.R., Engle R.W. Cognitive and Working Memory Training: Perspectives from Psychology, Neuroscience, and Human Development. 2019. Oxford: Oxford University Press. P. 588. 

16. Nurjanah R.L., Pratama M.R.A. Self-Regulated Learning Strategy Instructions in Reading Comprehension Skill Learning During Outbreak Era // Journal of English Language Teaching and Linguistics. 2020. Vol. 5(2). P. 191. doi:10.21462/jeltl.v5i2.409 

17. Rhodes S., Buchsbaum B.R., Hasher L. The influence of long-term memory on working memory: Agedifferences in proactive facilitation and interference // Psychonomic Bulletin & Review. 2022. Vol. 29. P. 191-202. doi: 10.3758/s13423-021-01981-2 

18. Singh S., Roy D., Sinha K., Parveen S., Sharma G., Joshi G. Impact of COVID-19 and lockdown on mental health of children and adolescents: A narrative review with recommendations // Psychiatry Research. 2020. Vol. 293. 113429. doi:10.1016/j.psychres.2020.11342 

19. Subramaniam M., St Jean B., Taylor N. G., Kodama C., Follman R., Casciotti D. Bit by bit: using design-based research to improve the health literacy of adolescents // JMIR research protocols. 2015. Vol. 4(2). e62. doi: 10.2196/resprot.4058

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50449765

Файлы
  1. phpT4n7yz

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon