Феноменология онлайн-поисковых запросов, используемых школьниками при выполнении простых и проблемно-ориентированных заданий

18 мая 2023 // Анастасия Микляева

Установлено, что показатели количества поисковых запросов, формулируемых при выполнении заданий разного типа, статистически не различаются, в отличие от содержания, в структуре которого в случае простого поискового задания - общие информационные и трансакционные запросы. А в случае проблемно ориентированного задания преобладающими являются конкретизированные информационные запросы. Делается вывод о большей релевантности проблемно ориентированных поисковых заданий задачам учебной деятельности.

Введение. Несмотря на активное внедрение различных элементов цифровых образовательных технологий в практику современного общего образования, одной из наиболее распространенных форм образовательной онлайн-активности школьников сегодня остается онлайн-поиск дополнительной информации [3]. При этом практически с самых первых этапов распространения онлайн-поиска дополнительной информации как элемента образовательной активности, то есть уже на протяжении нескольких десятилетий, ведутся активные дискуссии в отношении проблемы качества усвоения информации, найденной в сети Интернет. Исследовательские данные носят противоречивый характер, что позволяет предположить существование факторов, опосредующих качество усвоения найденной формации. Очевидно, что выявление этих факторов является крайне важной задачей в контексте проблемы повышения качества образования в условиях цифровизации образовательной среды. 

В нашем исследовании в качестве такого опосредующего фактора рассматривается тип поискового задания, выполняемого школьниками с использованием ресурсов сети Интернет. Исследования показывают, что онлайн-поисковое поведение субъекта поиска зависит от характеристик задачи, которую он выполняет. Наиболее распространенная классификация онлайн-поисковых позволяет выделить простые и сложные поисковые задачи, которые различаются по наличию/отсутствию готовых способов выполнения задачи и однозначных требований к результатам поиска [5], а также по степени интерактивности решения, которая значительно выше у сложной поисковой задачи, в сравнении с простой [6]. Применительно к учебной деятельности сложная поисковая задача может быть интерпретирована как проблемно-ориентированная [7]. 

Простота/сложность поисковой задачи определяют характер поискового запроса, формулировка которого предполагает предварительную когнитивную обработку условий, содержащихся в задаче [4]. Можно предполагать, что качество такой обработки будет связано с качеством ассимиляции найденной информации в систему знаний, имеющуюся у субъекта поиска. Поэтому в нашем исследовании была изучена феноменология онлайн-поисковых запросов, используемых школьниками при выполнении простых и проблемно-ориентированных заданий с целью оценки релевантности этих типов поисковых заданий ожидаемым результатам учебной деятельности.

Материалы и методы. В соответствии с целью исследования были проанализированы поисковые запросы, формулируемые учащимися 5–9 классов (n=206, 55,8% девочек) в процессе онлайн-поиска информации, осуществляемого для выполнения учебных простых и проблемноориентированных заданий, подразумевающих поиск дополнительной информации в сети Интернет. Задания предлагались в следующих формулировках: «Подготовь краткое информационное сообщение (до 5 минут) о планете Марс» (простое поисковое задание); «Человечество давно мечтает жить на других планетах. Марс – это планета, соседствующая с Землей в Солнечной системе, поэтому ее освоение, наряду с освоением Венеры, выглядит наиболее вероятным. Подготовь краткое (до 5 минут) сообщение о том, что нужно сделать человечеству для того, чтобы Марс стал пригоден для жизни» (проблемно-ориентированное поисковое задание). При отборе заданий учитывалось содержание школьной программы (тематика вопросов не дублирует актуальные школьные задания, что снижает вероятность искажения данных под воздействием влияния предшествующего опыта выполнения заданий по аналогичной тематике). 

Поисковые запросы, сформулированные школьниками, подвергались количественному и качественному анализу. Количественный анализ предполагал фиксацию общего числа запросов, использованных школьниками в процессе выполнения каждого задания (в абсолютных единицах, при обработке использовались описательные статистики M±S, а также критерий Манна – Уитни для зависимых выборок Z). Качественный анализ осуществлялся с применением контент-анализа. Контент-анализ осуществлялся в два этапа. Первый этап носил дедуктивный характер и предполагал первичное разделение запросов на три группы в соответствии с классической типологией запросов А. Бродера [2]: навигационные (предполагающие поиск определенного сайта), информационные (связанные с поиском той или иной информации) и трансакционные (направленные на совершение конкретных действий). На втором этапе качественного анализа информационные запросы были разделены индуктивным способом на две группы: общие (обобщенные, неконкретные формулировки) и конкретизированные (направленные на поиск конкретной информации). Контент-анализ проводился для первичных и уточняющих (в случае, если они были) запросов отдельно. Статистическая обработка результатов предполагала сравнение запросов, формулируемых школьниками при выполнении простых и проблемно-ориентированных поисковых заданий, и осуществлялась с использованием углового преобразования Фишера (ϕ*).

Результаты и их обсуждение. Согласно полученным результатам, школьники, выполняя простое поисковое задание, используют в среднем меньше поисковых запросов, чем в случае, если задание носит проблемно-ориентированный характер (см. таблицу 1), однако эти различия не достигают уровня статистической значимости (Z=1,87, р>0,05). 

Качественный анализ позволил зафиксировать содержательные различия в поисковых запросах, используемых школьниками при выполнении простых и проблемно-ориентированных поисковых заданий (см. таблицу 2). Первичные поисковые запросы, которые используют школьники при выполнении простых заданий, представляют собой преимущественно общие информационные запросы, которые содержат широкие формулировки типа «Марс», «планета Марс», «все о Марсе», «интересные факты о Марсе» и т.д. Вторые по частоте встречаемости в этой категории – трансакционные запросы, которые связаны с поиском готовой работы, соответствующей заданию, такие как «сообщение про Марс скачать», «доклад про Марс без смс и регистрации», «доклад про Марс для 8 класса» и т.д. Конкретизированные информационные запросы встречаются примерно в пять раз реже, чем общие, и представлены, в первую очередь, вопросами о частных характеристиках Марса («Марс размеры», «атмосфера Марса», «спутники Марса» и т.д.). Чуть менее 10 процентов школьников в качестве первичного используют запрос навигационного типа, связанный с поиском ссылки на конкретный сайт (в нашем исследовании во всех случаях – Википедия), например: «Марс Википедия», «Марс Wiki» и т.д. В структуре уточняющих запросов, используемых для решения простой поисковой задачи, преобладают конкретизированные поисковые запросы, при этом количество трансакционных и навигационных запросов сокращается. При выполнении проблемно-ориентированного поискового задания преобладание конкретизированных поисковых запросов фиксируется как при анализе первичных запросов, так и в структуре запросов уточняющего порядка. В целом, объем информационных запросов в случае работы с проблемноориентированными заданиями составляет более девяноста процентов, в то время как количество трансакционных и навигационных запросов достоверно ниже, чем в случае выполнения простого поискового задания.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что характер поискового задания, которое выполняют школьники, может рассматриваться как фактор, опосредующий их включенность в выполнение задания. Простые поисковые задания провоцируют каждого четвертого школьника к поиску готового ответа в сети Интернет или же к обращению к материалу Википедии, который, как показано нами в других публикациях [1], чаще всего используется в формате «копи-паст». Преобладание обобщенных информационных запросов также свидетельствует об относительно невысокой включенности школьников в выполнение простых поисковых заданий, при работе с которыми многие из них ограничиваются использованием в качестве запросов ключевого слова или включающих его шаблонных формулировок. Проблемно-ориентированное поисковое задание, напротив, судя по всему, предполагает более выраженную включенность школьников в выполнение задания и способствует повышению самостоятельности в формулировке запроса, чему способствует, в частности, более высокая степень трудности выделения ключевого слова/словосочетания, которое можно было бы использовать в виде обобщенного информационного запроса или же в структуре запросов трансакционного или навигационного типов. Можно предполагать, что выявленные различия в структуре поисковых запросов при выполнении простых и проблемно-ориентированных заданий отражают более высокий методический потенциал проблемноориентированных заданий, которые позволяют не только создать условия для получения школьниками дополнительной учебной информации, но и способствуют активизации когнитивных ресурсов школьников.

Заключение. Таким образом, зафиксированы различия в содержании онлайн-поисковых запросов школьников в процессе выполнения ими простого и проблемно-ориентированного задания, свидетельствующие о большем развивающем потенциале проблемно-ориентированных поисковых заданий, в сравнении с простыми, которые, однако, в настоящее время являются преобладающим типом учебных заданий, выполняемых школьниками с использованием образовательных возможностей сети Интернет. Использование проблемно-ориентированных поисковых заданий может способствовать снижению таких элементов образовательной активности современных школьников, как поиск готовых ответов в интернете или «копи-паст» информации из популярных источников без попытки ее осмысления и критической оценки. Помимо этого, можно предполагать, что проблемно-ориентированные поисковые задания в силу описанных особенностей могут использоваться в качестве инструмента развития когнитивного потенциала школьников. В целом, проблемно-ориентированные поисковые задания представляются более релевантными задачам учебной деятельности, в сравнении с простыми. Проверка этого предположения составляет перспективу представленного исследования.

Литература: 

1. Безгодова С.А. Стратегии онлайн-поиска учебной информации у подростков с разным отношением к учебной задаче: результаты экспериментального исследования / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. – Казань: КФУ, 2021. – 340 с. – С. 94-102. 

2. Broder A. A taxonomy of Web search / A. Broder // SIGIR Forum. –2002. –Vol. 36(2). – Pp. 3-10. 

3. Miklyaeva A. V. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements / A. V. Miklyaeva, S. A. Bezgodova // ARPHA Proceedings. – 2020. – Vol. 3. – Pp. 1629-1638. 

4. Monchaux, S. Query strategies during information searching: Effects of prior domain knowledge and complexity of the information problems to be solved / S. Monchaux, F. Amadieu, A. Chevalier, С. Marine // Information Processing and Management. – 2015. – Vol. 51. – Pp. 557-569. 

5. Singer G. Ordinary search engine users carrying out complex search tasks / G. Singer, U. Norbisrath, D. Lewandowski // Journal of Information Science. – 2013. – Vol. 39. – Pp. 346-358. 

6. Wildemuth B.M. Untangling search task complexity and difficulty in the context of interactive information retrieval studies / B. M. Wildemuth, L. Freund, E. Toms // Journal of Documentation. – 2014. – Vol. 70. – Pp. 1118- 1140. 

7. Zhou M. Metacognitive scaffolding for online information search in K-12 and higher education settings: a systematic review / M. Zhou, K. K. Lam // Education Tech Research. – 2018. – Vol. 67. – P. 1353-1384.

https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49318749

Проект

Другие публикации автора

Соавторы
Светлана Безгодова
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon