Фиофанова О.А. Концепция и практики "Педагогики, основанной на данных"/ Мир образования - образование в мире, №4, 2021.

04 ноября 2021 // Ольга Агатова

Рассмотрено концептуальное развитие области знания «Data Driven Pedagogy»; выявлены и структурированы практики работы с данными в деятельности педагогов; обоснованы задачи развития «Педагогики, основанной на данных». Методы исследования: методологический анализ и моделирования развития новой научной области знания; метод структурно-функционального анализа архитектур данных на цифровых образовательных платформах; метод анализа трудовых функций педагогической деятельности.
Анализируется развитие науки и практики «Педагогики, основанной на данных». Цель статьи: рассмотреть дискурс концептуального развития новой области знания «Data Driven Pedagogy»; проанализировать многообразие развивающихся практик работы с данными в образовании; выявить и структурировать проблематику развития практик работы с данными в деятельности педагогов; обосновать задачи развития «Педагогики, основанной на данных» в условиях цифровой трансформации образования. Методы исследования: методологический анализ и моделирования развития новой научной области знания; метод структурно-функционального анализа архитектур данных на цифровых образовательных платформах; метод анализа трудовых функций педагогической деятельности. Выявлены изменения (расширение) трудовых функций педагога развивающего образования. Охарактеризованы методы аналитики образовательных данных. Сформулированы перспективные задачи развития технологий аналитики данных и data-компетенций в сфере образования. Ключевые слова: наука о данных; технологическая инфраструктура анализа данных; цифровая образовательная среда; управление образованием на основании данных; доказательное развитие; педагогика, основанная на данных. The development of science and practice of "Data-Driven Pedagogy" is analyzed. Purpose of the article: to consider the discourse of conceptual development of the new field of knowledge "Data Driven Pedagogy"; to analyze the variety of developing practices of working with data in education; identify and structure the development of data practices in the activities of teachers; substantiate the tasks of the development of "Data-based Pedagogy" in the context of the digital transformation of education. Research methods: methodological analysis and modeling of the development of a new scientific field of knowledge; method of structural and functional analysis of data architectures on digital educational platforms; method of analysis of labor functions of pedagogical activity. The study structured the types of data that teachers work with, objects of pedagogical analytics, tasks and methods of analyzing educational data. The changes (expansion) of the labor functions of the teacher of developmental education are revealed. The practices of working with data are characterized. The concept of "Data Driven Pedagogy" is substantiated, comparative studies from the world concepts of "Data Driven Pedagogy" are presented. Prospective tasks for the development of data analytics technologies and data competencies in the field of education are formulated. Keywords: data science; technological infrastructure for data analysis; digital educational environment; data-driven education management; evidence-based development; data-driven pedagogy. В условиях развития цифровых образовательных сред необходимо концептуальное переосмысление науки о данных в отраслевом аспекте – в сфере образования. Data Driven Pedagogy как концепт психолого-педагогической, инженерно-педагогической теории и феномен образовательной практики имеет историю развития не более 10 лет. Данный концепт позволяет в новом ракурсе углублять теорию развивающего образования и практику педагогики развития на основе аналитики образовательных данных субъектами образовательной деятельности. И в данной логике обосновывать принципы доказательного развития образования и человека. В условиях развития цифровых образовательных платформ и сервисов анализа образовательных данных педагоги получили доступ к образовательным данным (данные о результатах освоения образовательных программ, данные о личностном выборе профилей, предметов, уровней сложностей, способов решения задач и т.п.), которые стали основанием для применения логики проектирования образовательных программ от результата, конструирования образовательной деятельности на основе результатов оценки добавленной академической стоимости, а также основанием для организуемой с учащимися рефлексии образовательной деятельности и образовательных результатов. То есть помимо психологических средств и знаний о психологических закономерностях развития человека в образовании, в педагогической деятельности стал применяться анализ данных для индивидуализации и персонализации образования с целью создания наилучших условий развития человеческого потенциала в логике продуктивного образования. В условиях междисциплинарности развития научного знания в педагогику интегрируются методы науки о данных, на основе которых разрабатывается методология и технология анализа образовательных данных. На основе анализа образовательных данных педагог осуществляет производство средств развивающего обучения, воспитания. Спектр профессиональных задач педагогов расширяется, в структуре профессиональных задач системообразующей становится аналитическая – задача анализа образовательных данных для обоснованного выбора педагогических средств образовательной деятельности. Такого рода аналитика еще не стала внутренней культурной нормой профессионального сообщества, но возможные практики ее применения активно декларируются. Педагогика, основанная на данных» как новая область профессионально-педагогического знания и практика развивается на междисциплинарных границах наук: наука о данных, психология развития, педагогика развития, теория и методика профессионального педагогического образования. В форматах мировой географии исследований образования концепция «Data Driven Pedagogy» развивается в фокусе дискурсов: «международные исследования качества образования» [14], «анализ добавленной стоимости в обучении» [13], «цифровое портфолио и конвертация образовательных данных/ результатов при переходе на следующий уровень образования» [15]. В традициях отечественной педагогики и психологии становление «Педагогики, основанной на данных» связано с традициями деятельностной педагогики, педагогики самоопределения, практикой развивающего образования. То есть практики работы с данными рассматриваются как тип познавательной деятельности обучающихся, тип профессиональной педагогической деятельности, от осмысленной реализации которой зависит создание образовательными средствами возможностей для развития человеческого потенциала, развития субъекта деятельности. Таким образом, аналитика образовательных, когнитивных и личностных данных становится основанием для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов; предоставления выбора обучающимся способов решения учебных, проектных, исследовательских задач; основанием разработки новых методик и способов преодоления учебных затруднений; способов коллаборации учебных/проектных групп; способов организации рефлексии обучающимися собственной познавательной деятельности. «Педагогика, основанная на данных» антропологически развивается на основе «Data Anthropo», а методически развивается на основе «Data Science», «Data Governance», «Data-Indusry» и других data-cетов как элементов содержания образования [12]. При этом «Data Anthropo» - данные о человеке, его личностных, когнитивных и образовательных результатах - становятся педагогическим инструментом проектирования индивидуальных образовательных маршрутов и создания возможностей для выбора и самоопределения в образовательной деятельности. Другие же «Open Data» - данные о развитии науки, индустрий, территорий, государств - становятся педагогическим инструментом проектирования содержания образования, воспитания гражданской позиции, развития проектного и системного мышления взрослеющего человека. Особенный этап развития «Data Driven Pedagogy» проживает в условиях интенсивного развития цифровых образовательных платформ, развития цифровых образовательных сервисов и цифровых образовательных сред, формирования стандартов данных, архитектур образовательных данных и стандартов цифровых образовательных сред, а также институциализации механизмов оценки качества и повышения «ставок» на топовые места в рейтингах национальных систем образования по итогам международных исследований качества образования (PISA, PIRLS, TIMS) [14]. Соответственно, все вышеперечисленное актуализирует развитие новых компетенций педагогической деятельности – data-компетенций [11]. «Педагогика, основанная на данных» как область знания связана с развитием: а) технологической инфраструктуры образования – развития электронных образовательных платформ и сервисов образовательной статистики, которые являются основными агрегаторами образовательных данных, способами конвертации образовательных достижений при переходе на следующий уровень образования; б) профессиональной подготовки кадров, компетентных в области анализа образовательных данных. Развитие концепции и практики «Педагогики, основанной на данных» связано с развитием технологической инфраструктуры образования тем, что аналитика данных, возможности ее осуществления напрямую зависят от цифровой зрелости архитектур данных в цифровой среде и технологических сервисов анализа образовательных данных. Собственно цифровая образовательная среда как технология аксиологизирующая ценность индивидуализации и персонализации образования должна методологически конструироваться на основе деятельностной педагогики и педагогике самоопределения. И в этом смысле зрелые цифровые образовательные среды (постиндустриальная модель «Образование 4:0») устроены как соотношение антропологических характеристик развивающегося субъекта со структурой учебной, исследовательской, рефлексивной, проектной деятельности как базовыми деятельностями «Образования 4:0». Проектная деятельность субъекта образования производится как собственная, обеспечивающая решение индивидуально значимых задач. Учебная деятельность в зрелых ЦОС (цифровых образовательных сред) организуется через технологически созданную возможность выбора учебных курсов и построение ИОТ (индивидуальной образовательной траектории). Поэтому при оценке в такого рода ЦОС деятельности учения или деятельности проектирования выделяются антропологические характеристики, которые позволяют зафиксировать образовательный результат как объективированную форму «шага развития». Соответственно, это принципиально иная (в отличии от «Образования 2:0») аналитика образовательных данных и данных об образовании. Развитие концепции и практики «Педагогики, основанной на данных» связано с развитием теории профессиональной педагогической деятельности, теорией компетентностного развития педагогов. Связано с результатами исследования структуры компетенций в области анализа образовательных данных. Задачи «Педагогики, основанной на данных» - 1) разработка методологии и технологий анализа образовательных данных; 2) разработка дидактических принципов формирования ситуации развития педагогическими средствами на основе анализа образовательных данных; 3) разработка методики профессионального развития data-компетенций педагогов и других профессионалов образования. Каковы реалии развития «Педагогики, основанной на данных» и каковы перспективы? Наши исследования [11], [1], [2] и разработки [8], [9] показали, что педагоги используют методы анализа данных, которые можно сгруппировать в три основных. (см текст статьи в приложенном файле)

https://www.mpsu.ru/product/zhurnaly/mir-obrazovaniya-obrazovanie-v-mire/mir-obrazovaniya-3-83-2021-/

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon